Служба Росречфлот Министерства транспорта РФ
Быков Г.С., Болдырев В.М.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По экономическому обоснованию дипломных проектов
Часть вторая
Новосибирск
2009
Введение
Настоящие методические указания являются второй частью пособия по экономическому обоснованию дипломных проектов для студентов Новосибирской государственной академии водного транспорта и содержат методические рекомендации общетеоретического характера по выполнению наиболее важных разделов проекта, таких как: а) маркетинговая оценка конкурентоспособности речных перевозок и технологических систем доставки грузов; б) обоснование договорных цен на транспортные услуги и продукцию предприятий речного транспорта; выбор лучших решений в условиях изменчивости и неопределенности экономической конъюнктуры; оценка чувствительности и устойчивости принимаемых хозяйственных решений; определение сводных показателей эффективности инвестиционных проектов.
Необходимость и степень детализации расчетов по рассматриваемым вопросам в конкретном дипломном проекте решает и определяет студент, как автор проекта, по согласованию с руководителем дипломного проектирования.
Первая часть пособия по экономическому обоснованию дипломных проектов содержит рекомендации по расчетам основных исходных экономических показателей: стоимость судов и текущих издержек на их содержание; стоимость береговых портовых объектов и издержек на перегрузочные работы, а также формы итоговых таблиц и краткие справочные данные основных нормативов, требующихся для указанных расчетов. В связи с тем, что методика выполнения этих расчетов и сами нормативы для них в условиях реформирования экономики подвержены особенно быстрым изменениям, первая часть пособия систематически, практически ежегодно, кафедрой ЭВТ обновляется и переиздается. Поэтому студент-дипломник предварительно должен удостовериться в соответствии тех материалов, которыми он располагает, нормативным требованиям и складывающейся экономической конъюнктуре.
1. Основные требования к экономической части
дипломного проекта.
Рыночная направленность реформирования экономики России базируется на следующих принципах:
а) равноправие всех видов собственности в конкретных организационно-правовых формах, предусмотренным Гражданским кодексом РФ (ИЧП, товарищество, акционерное общество, унитарное предприятие и т.п.);
б) самостоятельность и свобода выбора каждого собственника как экономического субъекта в принятии хозяйственных решений в рамках единого правового пространства;
в) преимущественно договорной характер регулирования отношений между экономическими субъектами на основе взаимной заинтересованности и коммерческой взаимовыгоды;
г) государственное регулирование экономики посредством антимонопольного, налогового, социального и др. законодательства и правительственных решений.
Указанные принципы и современный уровень развития экономической теории обуславливают следующие основные требования к выполнению экономической части дипломных проектов, как завершающему этапу подготовки специалиста:
1) ориентация на интересы конкретных собственников, как по организационно-правовой форме, так и по имущественному вкладу; способность четко идентифицировать, т.е. выявить, сформулировать и конкретизировать в виде конечных показателей, условий и т.п. интересы как фирм: реципиентов, инвесторов, подрядчиков и исполнителей, так и отдельных акционеров;
2) отсутствие априорно заданных или установленных кем-либо свыше большинства экономических параметров (цен, тарифов, объемов работ и т.д.); умение выявить значения этих параметров как регуляторов договорных взаимоотношений экономических субъектов на основе маркетинговых исследований с учетом взаимной заинтересованности и коммерческой взаимовыгоды;
3) учет маркетингового подхода, как объективно необходимого осознания взаимозависимости и взаимной обусловленности коммерческого и финансового благополучия всех экономических субъектов;
4) умение выбирать лучшие экономические решения в условиях риска и неопределенности, как неизбежных атрибутов рыночной экономики;
5) оценка эффективности инвестиций на основе движения потоков денежных средств и учет влияния цены привлекаемых инвестиций на их эффективность;
6) свободное владение методами дисконтирования в экономических расчетах;
7) обоснованный выбор метода расчета экономических издержек (полных, предельных, средних, и т.п.) в зависимости от поставленных целей.
Каждая коммерческая фирма в рыночных условиях должна самостоятельна для себя решать вопросы: что производить, как и для кого, по какой цене и кому реализовать выпущенную продукцию. Исследовать эти вопросы в рамках одного дипломного проекта практически не представляется возможным, поэтому в зависимости от темы и цели проекта они могут быть уточнены и ограничены только наиболее актуальными и важными. Однако каждый дипломник независимо от выполняемой темы должен иметь понятие о всем комплексе этих вопросов для фирмы и способах их решения и отчетливо представлять место и роль в этом комплексе фактически выполненного им объема работы.
2. Маркетинговая оценка конкурентоспособности речных
перевозок и транспортно-технологических
систем доставки грузов *)
Транспорт не создает нового вещественного продукта (товара), а транспортно-технологические системы - ТТС доставки грузов функционируют как материальные услуги, предоставляемые грузоотправителям и грузополучателям, от состава и специфики которых существенно зависит величина других издержек предприятий и фирм - пользователей этих услуг. Поэтому необходимым условием конкурентоспособности, а также выбора ТТС следует считать маркетинговый подход и наиболее полный учет не только прямых транспортных, но и других, связанных с ними экономических издержек, которые несут потребители транспортных услуг в зависимости от используемой системы доставки грузов.
При этом могут быть два типовых случая: 1) выбор системы осуществляется на жестко обусловленный ближайший расчетный срок применительно к конкретно существующим транспортным фирмам, занимающимся доставкой грузов, с их сложившейся материально технической базой; 2) обоснование системы доставки в общем виде, то есть безотносительно к конкретным срокам, конъюнктурным условиям и организационным фирмам, которые будут обеспечивать их практическую реализацию.
В первом случае даже предварительный подбор возможных вариантов доставки существенно ограничен финансовыми и другими возможностями существующих фирм и в значительной мере предопределяется типами уже имеющихся у них технических средств, степенью их загрузки и др. условиями использования. Необходимость, эффективность и реальность приобретения новых машин и транспортных средств и замены ими существующих здесь должна быть отдельно обоснована специальными методами инвестиционного анализа.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.