5) издержки по оплате за обратный провоз возвратной тары и контейнеров;
6) издержки на содержание экспедиторов, сопровождающих ценные грузы, агентских представителей в пунктах передачи груза смежным видам транспорта, на страхование груза и т. п.;
7) прочие издержки в виде дополнительных сборов и санкций за невыполнение технических норм загрузки подвижного состава, его задержки под обработкой и др.
Стоимостная оценка потерь груза в процессе доставки и хранения - определяется на основе норм естественной убыли:
руб/т, (3)
где - оптовая цена груза, руб/т;
- тариф за перевозку и др. транспортные услуги, руб/т;
- совокупный норматив естественной убыли по всем подсистемам доставки (или хранения), %.
Вмененные издержки неиспользованных возможностей вследствие "омертвления" средств в грузах за время доставки и хранения - рассчитываются по формуле:
руб/т, (4)
где - полный срок доставки, сут.;
- средний срок хранения одной тонны груза, сут.
Непосредственные прямые издержки по складам операционного хранения у потребителей можно определить в составе формулы (2) с учетом средней продолжительности хранения одной тонны груза, рассчитываемой отдельно на основе построения специальных эпюр завоза и потребления груза.
Издержки по оплате обратного провоза возвратной тары и контейнеров, дополнительных сборов и др. определяются прямым счетом по действующим тарифам с переводом на одну тонну нетто доставляемого груза. Определение издержек на содержание экспедиторов, агентских представительств и страхование перевозимых грузов также не составляет больших трудностей и производится для каждой конкретной ситуации на основе обобщения имеющейся практики и перевода итоговых показателей в расчете на одну тонну нетто перевозок с обязательным учетом долевого участия рассматриваемого груза в общем грузопотоке, обслуживаемом соответствующим агентским представительством.
Помимо отмеченных целесообразно учесть также народнохозяйственные издержки, обусловленные загрязнением природной среды. В первом приближении их можно определить как произведение удельной топливоемкости 1т перевозок на норматив штрафной природоохранной санкции за сжигание единицы топлива (в расчете на дизельное).
В отдельных случаях вместо расчета издержек допускается использование применяемых договорных и прейскурантных тарифных ставок, сборов, расчетных плат, взимаемых за соответствующие операции и элементы ТТС.
Учитывая, что в рыночной экономике значение основных исходных нормативов и др. величин подвержены изменению в зависимости от состояния экономической конъюнктуры, т.е. имеется неопределенность и элементы риска, для обоснованного выбора ТТС все расчеты следует выполнять, как минимум, для трех возможных условий: оптимистического, пессимистического и среднего, наиболее вероятного, по всем основным параметрам (ставкам оплаты труда, ценам на топливо и др. ресурсы, величине ставки и др.). Окончательный выбор лучшего варианта целесообразно осуществлять на основе теории игр с использованием метода "дерево решений" определением величины математического ожидания рассматриваемого критерия и оценкой степени его разброса по коэффициенту вариации.
Рекомендуемая литература: 1; 2; 3; 4, с. 117-120.
3. Обоснование договорных цен на транспортные услуги и
продукцию предприятий речного транспорта
В соответствие с действующим законодательством на услуги речного транспорта применяются в основном договорные цены и тарифы. Только по некоторым видам деятельности, а именно, на перевозки пассажиров и багажа в местном, пригородном и внутригородском сообщениях, а также на перевозки грузов, багажа и пассажиров в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации имеют право осуществлять или вводить регулирование тарифов по согласованию с федеральными органами и с компенсацией при необходимости транспортным предприятиям соответствующих дотаций и др. выплат из своих средств.
Многие предприятия речного транспорта определяют провозную плату и др. сборы с использованием положений и нормативов ранее действующего Прейскуранта № 14-01 «Тарифы на перевозки грузов речным транспортом» 1987г. с применением расчетных коэффициентов, которые ежегодно корректируются и выполняют роль предельных ограничителей.
Вместе с тем ряд судоходных фирм ведут более гибкую ценовую политику на основе договорных взаимоотношений, что позволяет эффективнее строить коммерческую деятельность на принципах взаимной выгоды и непосредственно применять договорные цены.
При этом «договорные» - не означает безудержно высокие, перекладывающие на клиента недостатки хозяйственной деятельности. «Договорные» - значит экономически обоснованные, обеспечивающие маркетинговый подход и взаимную выгоду, соблюдение установленных законодательных норм и стимулирующие повышение эффективности работы.
Разработка договорных цен весьма трудоемка. Она предполагает вначале расчет верхнего и нижнего предела цены, а затем окончательное обоснование наиболее приемлемой ее величины.
Предприятие речного транспорта осуществляют свою деятельность обычно в условиях олигополистического или монополистического типа рыночной конкуренции.
При монополистическом положении перевозчика возможная величина верхнего предела цены за конкретную перевозку (услугу) лимитируется нормами антимонопольного законодательства:
руб/т, (5)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.