где -
верхний предел цены за конкретную перевозку (услугу) в условиях монополии,
руб/т;
-
себестоимость перевозки (услуги), руб/т;
-
предельный размер прибыли, в доле от издержек, допускаемый антимонопольным
законодательством для транспортных предприятий,
.
В случае олигополии, когда по рассматриваемой перевозке (или другой услуге) у клиента есть альтернативная возможность воспользоваться другим видом транспорта (другим способом), верхний предел договорной цены за данную перевозку (услугу) целесообразно определить с учетом цены конкурента:
руб/т, (6)
где -
верхний предел цены за конкретную перевозку (услугу) при олигополии, руб/т;
-
определяемая цена конкурента по заменяемому альтернативному варианту, руб/т;
-
величина возможной надбавки (или снижения) к цене конкурента вследствие
уменьшения (увеличения) экономических издержек клиента-потребителя при
пользовании речным транспортом вместо заменяемого варианта, руб/т.
руб/т, (7)
где -
полные сопутствующие экономические издержки клиента-потребителя, обусловленные
схемой доставки (кроме самой платы за доставку) по заменяемому и речному
транспорту, руб/т;
-
расчетная величина экономии (со знаком “+”) или дополнительных сопутствующих
издержек (со знаком “-”) по
соответствующему m-му их виду для потребителя при
применении речного транспорта, руб/т;
-
порядковый номер сопутствующего вида издержек потребителя, обусловленных схемой
доставки.
В зависимости от того, что включено
в цену конкурента - , состав учитываемых сопутствующих
издержек потребителя может меняться. Если величина
охватывает
все элементы транспортно-технологической системы, то
(как
в формуле (1)). Если же цена конкурента определена только с охватом части
элементов ТТС, то и величину
следует
расширить, включив в нее те элементы ТТС, которые не отражены в расчетной
величине
.
Нижним пределом цены в обоих случаях можно считать предельные издержки по рассматриваемой перевозке (услуге), определяемые для исполнителя (перевозчика) с учетом конкретных условий ее выполнения, т.е.
руб/т,
(8)
где -
предельные экономические издержки по соответствующим элементам ТТС, выполняемым
фирмой-перевозчиком (исполнителем), для которой определяется договорная цена,
руб/т;
-
конкретное количество элементов ТТС, выполняемых рассматриваемой фирмой (см.
формулы (1), (2) и (7)).
Следует иметь в виду, что при
высоких ставках банкового процента для дорогостоящих
грузов, требующих крытых и изотермических складов, сезонность и короткий период
работы речного транспорта обуславливают большое отрицательное значение
величины
, что существенно сужает сферу
рационального применения речного транспорта, а иногда даже полностью “съедает”
экономию клиента потребителя на тарифе (провозной плате) по сравнению даже с “дорогим”
транспортом круглогодового действия. Расчетное значение верхнего предела цены при
этом может оказаться иногда даже меньше нижнего, т.е. такая перевозка речным
транспортом нецелесообразна, и фирме следует уйти с рынка перевозок данного
груза.
В некоторых случаях кризисного состояния допустимо уменьшение нижнего предела цены за границу безубыточности, однако чтобы при этом компенсировались переменные издержки на единицу продукции, т.е.
руб/т, (9)
где -
удельная величина переменных издержек на единицу продукции.
Желаемая для фирмы, наиболее выгодная величина договорной цены находиться в промежутке между верхним и нижним её расчетными пределами. Для выявления ее конкретного значения целесообразно применить метод «запечатанного конверта» (тендерных торгов) с использованием экспертных или ожидаемых оценок о взаимозависимости между уровнем цены и объемом спроса на перевозки (услуги). Если спрос эластичен, для фирмы-исполнителя окажется выгодным снизить цену и увеличить прибыль за счет возрастания объема выполняемых услуг.
Для установления наиболее выгодной
договорной цены следует наметить возможные ее значения от до
через
равные интервалы (при условии, что
>
), установить для каждого значения
цены показатель относительного (или абсолютного размера перевозок (услуг) и
выявить наиболее выгодную договорную цену по условию:
(10)
где - возможное значение договорной цены в
-м
интервале от верхнего до нижнего предела;
-
относительная или абсолютная оценка (расчетная или экспертная) сравнительного
значения изменения объема услуг для соответствующего значения договорной цены.
Все расчеты должны быть согласованы к клиентами-заказчиками или обоснованы надежными данными об эластичности спроса на рассматриваемые услуги.
Рекомендуемая литература: 4, с.178-180; 6, с.352-395; 7, с.108-118.
4. Выбор лучших решений в условиях изменчивости и
неопределенности экономической конъюнктуры.
Изменчивость и неопределенность экономической конъюнктуры - неизбежный атрибут рыночной экономики. Поэтому все экономические расчеты и обоснования следует выполнять не точечным методом (т.е. по однозначно детерминированному значению каждой расчетной величины, которые, как правило, имеют случайный характер), а при рассмотрении наиболее вероятных границ их изменчивости.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.