Разработка проекта модернизации тепловозов серии 2ТЭ10, страница 4

На серийных тепловозах  2ТЭ10  привод вспомогательных агрегатов,  в частности,  двухмашинного агрегата, гидромуфты вентилятора охлаждающего устройства, редуктора вентилятора охлаждения генератора осуществляется карданными валами с пластинчатыми муфтами.

Как показывает опыт эксплуатации эти валы ненадежно работают.

На модернизированном тепловозе устанавливается новая конструкция с бесшлицевыми валами  и эластичными муфтами, разработанная и испытанная отделением тепловозов и локомотивного хозяйства ВНИИЖТ, которая снижает динамическую нагруженность приводов, повышает долговечность зубчатых колес, подшипников  редукторов и самих вспомогательных агрегатов, снижает эксплуатационные затраты на ремонт.

Применение новых приводов потребовало изменение мест  редукторов и промежуточных опор.

На модернизированном тепловозе устанавливается система регулирования расхода воздуха для охлаждения тяговых электрических машин, предназначенная для глубокого регулирования  производительности вентиляторов охлаждения тяговых электродвигателей  и главного генератора путем ступенчатого изменения  площади проходного сечения воздуховодов со стороны входа вентиляторов в зависимости от теплового состояния машин, которое непосредственно  зависит от таковой нагрузки и температуры охлаждающего воздуха.

Система поддерживает оптимальный нагрев изоляции тяговых электрических машин, что предотвращает переохлаждение изоляции, ее увлажнение и вероятность пробоя, тем самым повышает надежность машин.

Система обеспечивает снижение затрат мощности на привод и экономию топлива до 2%.

Тормозной компрессор КТ-6 меняется на новый КТ-6.

8. Электрооборудование

На модернизированном тепловозе 2ТЭ10 сохраняется передача постоянного тока, с использованием применяемого тягового генератора ГП311 и тяговых электродвигателей ЭД118А. Также сохраняется двухмашинный агрегат А706Б, содержащий в себе возбудитель В-600 и вспомогательный генератор ВГТ275.

Полностью заменяется аппаратура управления и регулирования тяговой электропередачи на унифицированную микропроцессорную систему управления электроприводом (УСТА). При этом из схемы тепловоза исключается до 30 позиций аппаратов, включая синхронный подвозбудитель ВС-652, амплистат возбуждения АВ-3А, трансформаторы постоянного и переменного тока (ТПТ, ТПН. ТР), полупроводниковые блоки типа БВК, тахометрический блок, элементы селективного узла.

В свою очередь, устанавливаемая на тепловозе система УСТА включает в себя блок регулирования и комплект измерительных преобразователей, обеспечивающих все обратные связи для формирования требуемых характеристик тяговой электропередачи тепловоза. Кроме того, система УСТА обеспечивает регулирование напряжения бортовой сети тепловоза и управление контакторами ослабления возбуждения тяговых электродвигателей.

Все характеристики электропередачи тепловозов целиком и полностью определяются программным обеспечением микропроцессорной системы, что позволяет достичь стабильности параметров во времени и соответственно дает возможность сокращения времени на настройку тепловозов на реостатной станции.

Применение системы позволяет улучшить противобоксовочные свойства  тепловозов, обеспечить плавное трогание составов большого веса, улучшить режим работы турбокомпрессора за счет плавного нагружения дизеля при уменьшении нагарообразования в выхлопном тракте и таким образом увеличить срок службы турбокомпрессора и дизеля в целом.

Использование в контуре регулирования датчика положения реек
топливных насосов высокого давления дает возможность работы дизеля в зоне наибольших КПД, что повышает экономичность работы тепловозов.

Наличие в системе УСТА последовательного канала связи позволяет практически полностью автоматизировать процесс настройки электропередачи тепловозов на реостатной станции и в обкатке с записью результатов на персональный компьютер и возможностью их последующего просмотра в удобной и наглядной форме.

Для обеспечения нормального обслуживания тепловозов с системой УСТА разработан комплект сервисных средств, включающий в себя
контрольно-проверочную аппаратуру (КПА УСТА), пульт переносной отладочный и программный пакет «Осциллограф». Наличие в депо обслуживания упомянутых средств позволяет обеспечить оперативное нахождение неисправностей в схеме тепловоза и в аппаратуре УСТА как в условиях депо (КПА), так и в пути следования (пульт переносной отладочный).

В соответствии с техническими условиями на поставку показатели надежности системы УСТА следующие: средняя наработка на отказ 30000ч при маневровой работе и 1200000км пробега для магистральных локомотивов; среднее время восстановления – не более 0,5ч; назначенный срок службы не менее 10 лет.

В настоящее время в эксплуатации находятся более 300 тепловозов, оборудованных системой УСТА. Анализ данных эксплуатации этих тепловозов показывает, что система УСТА позволяет снизить расход топлива до 4% за счет оптимизации режимов работы дизеля и режимов ведения поезда, значительно сократить расходы на обслуживание и ремонт тепловозов в целом, улучшить условия труда локомотивных бригад и обслуживающего персонала депо.

 9. Рекордеры для записи данных

На модернизированном тепловозе 2ТЭ10 остается имеющаяся система записи информации на ленту скоростемера.

10. Механическое оборудование

Механическое оборудование остается без изменений. Срок службы резиновых элементов поставляемого оборудования составляет 6 (шесть) лет, но не более 600 000 км пробега локомотива. Производство резиновых элементов в соответствии с техническими условиями.

11. Тормозная система

Тормозная система остается без изменений.

12. Тележка и подвеска

Тележка и подвеска остается без изменений.

13. Структура кузова

13.1. Структура кузова тепловоза остается без изменения.

13.2. По раме кузова выполняется доработка для обеспечения установки дизель-генератора.

13.3. Для проведения монтажа  и снятия дизель-генератора требуется кран грузоподъемностью не менее 30 т. Приспособление для его зачаливания поставляется с первым дизелем.