Информатика. Часть 4. MS EXCEL. Вычисления. Макросы. Оформление расчетно-графической работы: Методические указания к выполнению лабораторных работ и индивидуальных заданий, страница 3

На экране будет таблица двух функций, по которой, например, можно построить графики этих функций. Для этого надо выделить блок В1:С6, щелкнуть мышью по кнопке Мастердиаграммна панели инструментов Стандартнаяи выбрать нужный тип. Простейший тип диаграммы Графикс маркерами,помечающимиточкиданных, показан на рис. 4.

В качестве другого примера рассмотрим табуляцию функции двух переменных, например у = sin(x  + ext), где х меняется от 1 до 2 с шагом 0,2,         а  t – от –0,5 до 0,5 с шагом 0,25.

Для решения этой задачи выполните следующие действия:

 1) в ячейках В1:F1 разместите числа –0,5; –0,25; …; 0,5; а ячейках   А2:А7 – числа 1; 1,2; …; 2;

2) в ячейке В2 разместите формулу «= SIN ($A2 + EXP($A2*B$1))». Отметим, что в формуле используется смешанная адресация ячеек. Это сделано потому, что значения х надо брать из столбика А, а значения t – из строки 1. Если значок «$» не поставить, то при копировании формулы в другие ячейки будут изменяться имена строк и столбцов;

 3) выделите ячейку В2 и скопируйте формулу в блок ячеек В3:В7;

 4) выделите блок B2:В7 и скопируйте формулу в блок ячеек B3:F7. Получилась таблица, приведенная на рис. 5.



9.3. Работа с многостраничными книгами

В одной книге в разных таблицах (таблицы на разных рабочих листах) могут использоваться одни и те же данные и формулы. Например, можно ввести формулу в одну таблицу, которая ссылается на числовые данные другой таблицы. Если изменятся числовые данные в таблице, на которую ссылается эта формула, то Excel автоматически пересчитает результат формулы.                  Это средство, называемое трехмерным сшиванием, дает возможность «сшить» две таблицы или более для объединения данных и формул, а также позволяет объединить данные из нескольких таблиц в одну «главную» таблицу. Это          в свою очередь позволяет разделять большие и сложные таблицы на меньшие по размерам и более удобные для обработки.

Примером «трехмерной» формулы может служить следующая формула:

=СУММ (Лист1:Лист3!A1:B2).

Эта «трехмерная» формула складывает числовые значения ячеек блоков А1:В2 листов, расположенных подряд в книге и имеющих названия Лист 1, …, Лист 3. При наборе этой формулы надо учитывать, что имена ячеек даже            в русифицированных версиях Excel записываются латинскими буквами.

В качестве примера создайте рабочую книгу учета результатов экзаменационной сессии в группе 21-к. В этой книге на отдельных рабочих листах будут экзаменационные ведомости по трем дисциплинам, ведомость начисления на стипендию по результатам сессии, а также диаграмма, отражающая сравнительную успеваемость по всем студентам.

Для этого выполните следующие действия.

 1) Войдите в среду MS Excel. Появившуюся на экране рабочую книгу (Книга 1) переименуйте в Session.xls.

Сделайте настройку новой книги, для этого выполните команду Сервис, Параметры.

Н а   в к л а д к е  Общие установите:

Стиль ссылок R1C1 – сбросить флажок;

Листов в рабочей книге – 5;

Стандартныйшрифт – Arial Cyr, размер – 10.

Сделайте Рабочимкаталогом для сохранения книги каталог своей группы, введите имя пользователя.

Н а   в к л а д к е   Вид у становите флажки следующих параметров:

Отображать: строку формул, строку состояния, объекты;

Параметры окна: авторазбиение на страницы, сетка, заголовки строк         и столбцов, горизонтальная и вертикальная полосы прокрутки, ярлычки листов.

Н а   в к л а д к е   Вычисления установите флажки следующих параметров:

Автоматически, Точность как на экране.

Н а   в к л а д к е   Правка установите флажки следующих параметров:

Правка прямо в ячейке, Перетаскивание ячеек, Переход к другой ячейке после ввода в направлении Вниз.

Далее периодически по мере выполнения задания записывайте рабочую книгу на диск (вручную или сделайте автосохранение, например, каждые          5 мин).

2) На первом рабочем листе создайте форму (т. е. таблицу,                       не содержащую пока сведений о студентах) экзаменационной ведомости                в соответствии с рис. 6.

Для получения требуемой формы заполните ячейки в соответствии           с рис. 7.

Далее отформатируйте ячейки А1:Е1. Для этого выделите этот блок ячеек, выполните команду Формат,ячейки и на вкладке Выравнивание выберите опции:

погоризонтали – поцентру выделения;

повертикали – поверхнемукраю.

Выделите текст жирным шрифтом. Отформатируйте шапку таблицы. Измените в соответствии с заданием ширину столбцов.

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ  ВЕДОМОСТЬ

         Группа 21-к                   Дисциплина    ______________


п/п

Фамилия,
имя, отчество

Номер зачетной книжки

Оценка

Подпись
экзаменатора

    «отлично»    _________________

    «хорошо»     _________________        

    «удовлетворительно»  _________

    «неудовлетворительно»  _______

                          И т о г о             ____________

Рис. 6. Вид экзаменационной ведомости

Адрес
ячейки

Текст

Адрес
ячейки

Текст

B1

   ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ВЕДОМОСТЬ

B5

   Фамилия,
имя, отчество

A3

   Группа 21-к

C5

   Номер зачетной книжки

C3

   Дисциплина

D5

   Оценка

A5

   № п/п

E5

   Подпись
экзаменатора


Рис. 7. Содержимое некоторых ячеек ведомости

3) Присвойте каждому студенту порядковый номер. Для этого в ячейку А6 введите цифру 1, а в А7 – 2. Далее выделите ячейки А6 и А7, затем протащите мышью маленький квадратик, расположенный в правом нижнем углу блока.

4) Заполните колонку «фамилия, имя, отчество» произвольным образом, но так, чтобы в списке были однофамильцы.

5) Переименуйте Лист 1 в Экзамен 1.

6) Произвольным образом по пятибалльной системе (используя оценки     2 – «неудовлетворительно», 3 – «удовлетворительно», 4 – «хорошо»,                   5 – «отлично») заполните ведомость.