Введение в финансовый менеджмент. Сущность и содержание финансового менеджмента

Страницы работы

Содержание работы

Сайты:

Cfin

Finman

Fd

Finupr

Finanal

Gaap

Aup

Тема1. Введение в финансовый менеджмент. 15.09.11

Сущность и содержание финансового менеджмента.

Финансы – отношения, связанные с движением денег.

Функции финансов: аккумулирующая, распределительная(!), стимулирующая и накопительная.

Финансы организации – экономические отношения по поводу формирования и распределения денежных средств, привлекаемых из собственных и заемных источников, обладающих потенциальной возможностью мобилизации и иммобилизации.

Компоненты Финансы организации:

·  Финансовые отношения (контрольная, организация денежных потоков, отчет о движении денежных средств);

·  источники финансовых ресурсов (аккумулирующая, пассив);

·  направление использования (распределительная, активы);

Менеджмент – управление фирмой в условиях рыночной экономики.

Управление – наука оптимального распределения и движения ресурсов в организации с заранее заданной целью.

Аспекты Фин менеджмента:

·  Область профессиональной деятельности

·  Система управления

·  Наука


Система финансового менеджмента в организации:

Внешняя финансовая среда прямого и непрямого воздействия

 

Вход – Ф,И,М

 

Система управления финансами

 
 

Выходы – Ф,И,М

 

Финансовый рынок

 

Товарный рынок

 
 


Функции Финансиста:

·  Поиск денег, привлечение денежных средств: на нужные сроки, в нужных объемах, на лучших условиях.

·  Казначейская – ведающий приходом денег.

Финансовый механизм – система моделей, инструментов, методов, приемов, рычагов воздействия, на финансовые отношения фирмы, взаимодействие которых направлено на наиболее эффективное достижение целей финансового менеджмента.

Структура: Инструментарий финансового менеджмента; Обеспечивающие подсистемы.

Подсистемы обеспечения: кадровое; организационное; программно-технического; информационного; материального;

Финансовое регулирование: внешнее (международное, национальное, отраслевое, региональное, УК-уровень управляющей компании) и внутреннее (финансовая(экономическая) политика фирмы).

Требования к политике: научная обоснованность, рациональность, современность, формализованность, многовариантность и альтернативность, гибкость и адаптивность, адекватность и реализуемость.

Финансовый менеджмент как наука.

В 60е годы

70е – публичность компании, рост курсов акций

80е – слияние и поглощение

90е – обострилась проблема корпоративных конфликтов.

Объект финансового менеджмента:

·  крупная, зрелая нефинансовая компания в хорошем финансовом состоянии.

·  Публичная компания с распыленной собственностью и наемным менеджментом.

Основные разделы финансового менеджмента:

o  Управление пассивами (капиталом, источниками денежных средств)

o  Управление активами (имуществом) – Куда вложить деньги?

o  Финансовый анализ – какова финансовая ситуация, меняется ли она, почему?

o  Финансовое планирование (бюджетирование) – на какие денежные потоки фирма может рассчитывать в будущем.

o  Управление денежными потоками

o  Управление финансовыми рисками

Специальные разделы финансового менеджмента – имеют менее разработанную научную базу:

§  Антикризисный финансовый менеджмент – отказ от финансирования долгосрочных проектов для ускорения выхода из финансовых затруднений.

§  Финансовый менеджмент растущей фирмы – внедрение бюджетирования для контроля растущих расходов.

§  Финансовый менеджмент малого бизнеса – поиск источников роста, обычно труднодоступных, поддержка ликвидности.

§  Транснациональных корпораций – строится с учетом различных нормативных баз деловых обычаев.

§  Финансовый менеджмент в финансовых институтах – финансовая д-ть как операционная, финансовый рынок как основной.

Виды финансового менеджмента.

1.   По срокам реализации целей: долгосрочные и краткосрочные

2.  По отношению субъектов управления к риску: консервативный и агрессивный

Признаки агрессивного управления:

o  Приоритет доходности над риском

o  Неразрывность финансовой стратегии и фин. Тактики

o  Минимум активов

o  Выплата всей прибыли дивидендами

o  Преобладание краткосрочных заемных источников

o  Либеральные фин. Отношения с покупателями

3.  По значимости объекта управления: целевой и ресурсный

4.  По целям субъектов управления: менеджмент роста, стабильности и сокращения

Основные цели финансового менеджмента и характеризующие их показатели.

Цель финансового менеджмента ВСЕГДА ПОДЧИНЕНА общим целям фирмы! В общем виде это финансовое обеспечение достижения цели и фирмы.

Первая цель: максимизация прибыли – исторически первая, сформулирована в конце 19в.

Недостатки критериев прибыли:

1)  Многообразие показателей прибыли: от прочих операций, от продаж, налогооблагаемая, валовая, потребляемая, нераспределенная.

2)  Абсолютный характер показателя – невозможность сравнивать

3)  Зеркало заднего вида – для управления нужна информация о будущем

4)  Прямая связь с риском – чем выше прибыль, тем выше риск

5)  Политизированность, т.е. зависимость от учетной, налоговой, амортизационной политики

6)  Нежелание долго ждать результатов – одна из причин краткосрочности – страшного недостатка прибыли

7)  Невозможность использования некоммерческими организациями

Рентабельность активов (ROA)

Стрелка вниз: Операционная прибыль
Стрелка вниз: Рентабельностьпродаж
 


Стрелка вверх: Оборачиваемость активовСтрелка вверх: активыСтрелка вверх: выручкаROA=EBIT\A= EBIT\A*S\S= EBIT\S*S\A=ROS*AT

Эта модель DuPont, предполагающая многоуровневый факторный анализ рентабельности.

Необходимо стремится к росту ROA:

А) за счет ROS – правило дешевой закупки и дорогой продажи

Б) за счет AT – правило дорогой закупки и дешевой продажи

В) за счет ROS и AT - золотое правило экономики

1<TA<TS<TEBIT

Стрелка вниз: Чистая прибыльРентабельность собственного капитала (ROE)

Стрелка вверх: Собственный капиталСтрелка вверх: мультипликаторROE=EAT\EQ=EAT\EQ*S\S*A\A=EAT\S*S\A*A\EQ=ROS*AT*M

Активы = Пассивы = Собственный капитал + Заемный капитал

Если М = (СК+ЗК):СК, то

При ЗК=0, М=1

При ЗК>0, М>1

Тогда рост ЗК при прочих равных условиях ведет к росту ROE. Но прочие равные условия есть не всегда, и на практике ЗК может влиять на ROE по разному. Необходимо обеспечивать рост ROE за счет привлечения ЗК.

Вторая цель – роль стоимости бизнеса

Проблемы:

1.  Существенное воздействие внешних факторов – на подъеме – бычий тренд, на спаде – медвежий.

2.  Недостаточная эффективность рынка акций – «пузыри», т.е. отрыв рыночных цен от истинных.

3.  Государственное вмешательство в формирование рыночных цен, приводящее к их неравности.

4.  Сложность предсказания изменения курсов акций – теория ходьбы наугад.

5.  Возможность использования только публичными компаниями (размытая собственность, высокий free-float).

6.  Интересы собственника могут противоречить интересам других групп лиц, связанных с фирмой, и рост курсов акций может достигаться в ущерб им.

Третья цель – добиться роста стоимости бизнеса за счет оптимизации денежных потоков.

В середине 80х 20в. – появление VBM – управление, ориентированное на создание стоимости.

Похожие материалы

Информация о работе