Сайты:
Cfin
Finman
Fd
Finupr
Finanal
Gaap
Aup
Тема1. Введение в финансовый менеджмент. 15.09.11
Сущность и содержание финансового менеджмента.
Финансы – отношения, связанные с движением денег.
Функции финансов: аккумулирующая, распределительная(!), стимулирующая и накопительная.
Финансы организации – экономические отношения по поводу формирования и распределения денежных средств, привлекаемых из собственных и заемных источников, обладающих потенциальной возможностью мобилизации и иммобилизации.
Компоненты Финансы организации:
· Финансовые отношения (контрольная, организация денежных потоков, отчет о движении денежных средств);
· источники финансовых ресурсов (аккумулирующая, пассив);
· направление использования (распределительная, активы);
Менеджмент – управление фирмой в условиях рыночной экономики.
Управление – наука оптимального распределения и движения ресурсов в организации с заранее заданной целью.
Аспекты Фин менеджмента:
· Область профессиональной деятельности
· Система управления
· Наука
Система финансового менеджмента в организации:
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
|
|
Функции Финансиста:
· Поиск денег, привлечение денежных средств: на нужные сроки, в нужных объемах, на лучших условиях.
· Казначейская – ведающий приходом денег.
Финансовый механизм – система моделей, инструментов, методов, приемов, рычагов воздействия, на финансовые отношения фирмы, взаимодействие которых направлено на наиболее эффективное достижение целей финансового менеджмента.
Структура: Инструментарий финансового менеджмента; Обеспечивающие подсистемы.
Подсистемы обеспечения: кадровое; организационное; программно-технического; информационного; материального;
Финансовое регулирование: внешнее (международное, национальное, отраслевое, региональное, УК-уровень управляющей компании) и внутреннее (финансовая(экономическая) политика фирмы).
Требования к политике: научная обоснованность, рациональность, современность, формализованность, многовариантность и альтернативность, гибкость и адаптивность, адекватность и реализуемость.
Финансовый менеджмент как наука.
В 60е годы
70е – публичность компании, рост курсов акций
80е – слияние и поглощение
90е – обострилась проблема корпоративных конфликтов.
Объект финансового менеджмента:
· крупная, зрелая нефинансовая компания в хорошем финансовом состоянии.
· Публичная компания с распыленной собственностью и наемным менеджментом.
Основные разделы финансового менеджмента:
o Управление пассивами (капиталом, источниками денежных средств)
o Управление активами (имуществом) – Куда вложить деньги?
o Финансовый анализ – какова финансовая ситуация, меняется ли она, почему?
o Финансовое планирование (бюджетирование) – на какие денежные потоки фирма может рассчитывать в будущем.
o Управление денежными потоками
o Управление финансовыми рисками
Специальные разделы финансового менеджмента – имеют менее разработанную научную базу:
§ Антикризисный финансовый менеджмент – отказ от финансирования долгосрочных проектов для ускорения выхода из финансовых затруднений.
§ Финансовый менеджмент растущей фирмы – внедрение бюджетирования для контроля растущих расходов.
§ Финансовый менеджмент малого бизнеса – поиск источников роста, обычно труднодоступных, поддержка ликвидности.
§ Транснациональных корпораций – строится с учетом различных нормативных баз деловых обычаев.
§ Финансовый менеджмент в финансовых институтах – финансовая д-ть как операционная, финансовый рынок как основной.
Виды финансового менеджмента.
1. По срокам реализации целей: долгосрочные и краткосрочные
2. По отношению субъектов управления к риску: консервативный и агрессивный
Признаки агрессивного управления:
o Приоритет доходности над риском
o Неразрывность финансовой стратегии и фин. Тактики
o Минимум активов
o Выплата всей прибыли дивидендами
o Преобладание краткосрочных заемных источников
o Либеральные фин. Отношения с покупателями
3. По значимости объекта управления: целевой и ресурсный
4. По целям субъектов управления: менеджмент роста, стабильности и сокращения
Основные цели финансового менеджмента и характеризующие их показатели.
Цель финансового менеджмента ВСЕГДА ПОДЧИНЕНА общим целям фирмы! В общем виде это финансовое обеспечение достижения цели и фирмы.
Первая цель: максимизация прибыли – исторически первая, сформулирована в конце 19в.
Недостатки критериев прибыли:
1) Многообразие показателей прибыли: от прочих операций, от продаж, налогооблагаемая, валовая, потребляемая, нераспределенная.
2) Абсолютный характер показателя – невозможность сравнивать
3) Зеркало заднего вида – для управления нужна информация о будущем
4) Прямая связь с риском – чем выше прибыль, тем выше риск
5) Политизированность, т.е. зависимость от учетной, налоговой, амортизационной политики
6) Нежелание долго ждать результатов – одна из причин краткосрочности – страшного недостатка прибыли
7) Невозможность использования некоммерческими организациями
Рентабельность активов (ROA)
ROA=EBIT\A= EBIT\A*S\S= EBIT\S*S\A=ROS*AT
Эта модель DuPont, предполагающая многоуровневый факторный анализ рентабельности.
Необходимо стремится к росту ROA:
А) за счет ROS – правило дешевой закупки и дорогой продажи
Б) за счет AT – правило дорогой закупки и дешевой продажи
В) за счет ROS и AT - золотое правило экономики
1<TA<TS<TEBIT
Рентабельность собственного капитала (ROE)
ROE=EAT\EQ=EAT\EQ*S\S*A\A=EAT\S*S\A*A\EQ=ROS*AT*M
Активы = Пассивы = Собственный капитал + Заемный капитал
Если М = (СК+ЗК):СК, то
При ЗК=0, М=1
При ЗК>0, М>1
Тогда рост ЗК при прочих равных условиях ведет к росту ROE. Но прочие равные условия есть не всегда, и на практике ЗК может влиять на ROE по разному. Необходимо обеспечивать рост ROE за счет привлечения ЗК.
Вторая цель – роль стоимости бизнеса
Проблемы:
1. Существенное воздействие внешних факторов – на подъеме – бычий тренд, на спаде – медвежий.
2. Недостаточная эффективность рынка акций – «пузыри», т.е. отрыв рыночных цен от истинных.
3. Государственное вмешательство в формирование рыночных цен, приводящее к их неравности.
4. Сложность предсказания изменения курсов акций – теория ходьбы наугад.
5. Возможность использования только публичными компаниями (размытая собственность, высокий free-float).
6. Интересы собственника могут противоречить интересам других групп лиц, связанных с фирмой, и рост курсов акций может достигаться в ущерб им.
Третья цель – добиться роста стоимости бизнеса за счет оптимизации денежных потоков.
В середине 80х 20в. – появление VBM – управление, ориентированное на создание стоимости.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.