Конспект лекций по этике государственной службы, страница 5

4. Наука – форма общественного сознания, деятельности отношений, возникающих между людьми в процессе познания объективной истины.

Какое отношение имеет наука к морали? Чаще всего эта взаимосвязь рассматривается в связи со способами получения и использования научных знаний. Научные эксперименты, чреватые нежелательными последствиями для жизни и здоровья людей и других живых существ, а также применение достижений науки в безнравственных целях, например с целью развития военной техники, порождают в сфере науки разнообразные моральные проблемы.

С другой стороны, наука расширяет знания людей о мире, способствует более глубокому пониманию происходящих процессов и позволяет прогнозировать последствия человеческой деятельности. Мораль требует соотносить эти последствия с нравственным и социальным идеалом, с перспективами общественного прогресса.

Философия – выраженное в теоретической форме мировоззрение. Главное в любом мировоззрении – это нравственные, этические проблемы. Связь философии и морали обусловлена тем, что этика – «наука о морали» – является частью философского знания.

5. Искусство – особая форма творческой деятельности, направленная на создание образно-символической реальности, отражающей высшие достижения духовного опыта человека и общества, а также материализованные результаты этой деятельности, называемые произведениями искусства.

Мораль, ориентируя человека на идеал, на высшие духовные ценности, к каковым ещё с античных времён относятся ИСТИНА, ДОБРО и КРАСОТА (т.е. ценности познавательные, нравственные и эстетические), определяет смысл искусства.

Единство морали с другими формами общественного сознания, деятельности и отношений определяется тем, насколько они способствуют поддержанию целостности, единства, гармонического развития общества в целом, межличностных взаимоотношений, а также внутреннего духовного мира личности.

Лекция 3. Этические учения мировых религий.

1.  Этическое учение буддизма.

2.  Основные принципы христианской этики.

3.  Этика ислама.

4.  Особенности религиозной этики.

1. Буддизм возник в Индии в 6 веке до н.э. Основателем этого учения считается Сиддхартха Гаутама - царевич из рода Шакья, впоследствии Буддой, т.е. «просветленным». Основной канон буддизма называется Трипитака, что в переводе означает «три корзины». Он был составлен в течении трех столетий после ухода Будды, записан был на языке пали в 1 веке до н.э. Три корзины - это содержание проповедей Будды; тексты, в которых излагаются нормы и правила монашеской жизни; тексты, отражающие философские и психологические идеи буддизма. В 3 веке до н.э. благодаря просветительской и миссионерской деятельности, развернувшейся при царе Ашоке, буддизм начал распространяться по Азии.