Конспект лекций по этике государственной службы

Страницы работы

Содержание работы

Лекция 1. Этика как наука и учебная дисциплина.

1. Этика, мораль, нравственность. Соотношение понятий.

2. Предмет этики как науки.

3. Структура и функции морали.

4. Понятие «Этики государственной службы и государственного служащего».

1. Слово «этика» происходит от греческого «ethos», что переводится, как «место обитания», «жилище», а также «обычай», «нрав», «устойчивый характер явления». Термин «этика» впервые использовал Аристотель для обозначения науки о добродетелях.

В современной общекультурной и научной лексике слово «этика» используется в следующих значениях:

1) Совокупность моральных принципов и норм, регулирующих какую-либо сферу человеческих взаимоотношений. Например: «деловая этика»; «научная этика» и др.

2) Нравственное учение. Например: «религиозная этика».

3) Раздел философии, в котором изучается мораль, нравственность. Этику называют также моральной, или практической, философией. Являясь частью абстрактного философского знания, этика, в то же время, всегда содержит определённое нравственное учение, нравственную проповедь. Этическая теория отражает не только знания и представления о морали, но и нравственные убеждения людей.

Слово «мораль» и «нравственность» часто используют как синонимы. Но в современной лексике они часто употребляются и в разных смыслах. Под словом «мораль» обычно понимают декларируемые обществом, общепринятые норы человеческих взаимоотношений, а словом «нравственность» обозначают свойство человеческой души, неотъемлемую часть внутреннего духовного мира личности. В научной литературе встречаются и противоположные значения этих слов: в соответствии с гегелевской традицией часто говорят об «общественной нравственности» и «индивидуальной морали».

2. Предметом этики как науки является мораль, нравственность. Мораль (нравственность) – это ценностно-нормативная система, определяющая и регулирующая целостный процесс духовно-практического освоения человеком мира, все формы и уровни человеческого сознания, деятельности и отношений на основании сложившихся в культуре представлений о сущности человека.

Проблема сущности является мировоззренческим вопросом, ответ на который непосредственно определяет систему морали.

Похожие материалы

Информация о работе