Конспект лекций по этике государственной службы, страница 4

1. Политика – форма общественного сознания, деятельности и отношений, складывающихся между людьми по поводу управления обществом и государством. Главным объектом политической деятельности является государственная власть, дающая право управлять общественной жизнью. Развитие общества всегда осуществляется в соответствии с определённым социальным и нравственным идеалом. Мораль задаёт политике абсолютную цель, которую ещё Аристотель определил как «общее благо». Противоречия между моралью и политикой обуславливаются, прежде всего, самой сущностью властных отношений - принципом господства и подчинения.

Нравственные проблемы государственной службы, в конечном счёте, обуславливаются противоречиями между интересами общества в целом, с одной стороны, и частными интересами экономически и политически господствующих классов, с другой.

2. Право – система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. Правовые нормы отражаются в законах государства. Смысл права состоит в законодательной защите и обеспечении сложившихся в обществе социальных норм.

Право исторически возникает на основе морали в процессе формирования классового общества и государства. В праве отражаются важнейшие нормы нравственности: не убивай, не кради и т.д. Право ориентировано на мораль.

Противоречия, возникающие между правом и моралью, обусловлены, прежде всего, тем, что в праве фиксируются и обосновываются отношения экономического и социального неравенства. Несовпадение конкретных форм и методов социального регулирования с нравственным идеалом связано с оправданием физического и духовного насилия над личностью и обществом в интересах экономически и политически господствующего класса.

3. Религия – форма общественного сознания, деятельности и отношений, основанная на вере в сверхъестественное и предполагающая наличие культа, особого эмоционально-психологического комплекса, этического учения и социальных институтов, обуславливающих культ.

Религиозные этические учения являются важнейшим источником моральных представлений. В них формируются многие общечеловеческие нравственные ценности и нормы жизни. Противоречия между практикой религиозной жизни и моралью возникают тогда, когда религиозные учения становятся средством манипулирования общественным сознанием.