Конспект лекций по этике государственной службы, страница 16

Исповедание ислама включает три элемента: веру, исполнение религиозных обрядов и предписаний, благочестие и искренность при исполнении религиозных обязанностей. Вера предполагает внутреннее восприятие откровения; исповедание словом; совершение добрых дел. По объекту различают

- веру в Аллаха,

- веру в ангелов,

- веру в откровение,

- веру в пророков,

- веру в Судный день,

- веру в божественное предопределение.

Пять столпов ислама:

1. Символ веры: «Нет бога, кроме Аллаха, и Муххамед – пророк его». После произнесения этой формулы с верой в сердце человек становится мусульманином.

2. Пятикратная молитва – ей предшествует ритуал очищения, её читают, обратившись лицом к Мекке – священному городу мусульман.

3. Милостыня – «очищение богатства».

4. Пост в священный месяц рамадан, когда запрещается употребление пищи в светлое время дня (завершается праздником жертвоприношения Курбан-Байрам).

5. Хадж – паломничество в Мекку к святилищу Каабы.

Иногда выделяют и шестой элемент вероисповедания ислама джихад (ар. усилие – борьба за веру). Джихад сердца– это борьба с собственными недостатками; джихад языка – разрешение одобряемого и запрещение порицаемого; джихад руки – наказание преступивших закон и нравственные нормы; джихад меча (газават – от «газва» - «набег») – это вооружённая борьба с неверными, павшие в которой обретают вечное блаженство в раю.

Цель этики ислама – совершенствование человека как целостного существа, а также человеческих взаимоотношений в соответствии с откровениями , переданными Аллахом через пророка. Нравственные принципы и нормы ислама указаны в Коране, Сунне (ар. «пример», «образец») – священном предании о высказываниях и действиях пророка, Шариате – своде закреплённых Кораном и Сунной предписаний, которым верующие должны руководствоваться во всех случаях жизни. Основы исламского права и нравственности были определены самим Мухаммедом после паломничества к Каабе в 632 г. перед смертью:

1. Все мусульмане братья, благородство каждого измеряется личным благочестием;

2. Жизнь и собственность мусульман неприкосновенна;

3. Кровная месть отменяется, прежние кровные счёты принадлежат забвению (цель – покончить с зависимостью мусульман от их кланов и племён и слить их в единый народ – см. В.Ф.Панова, Ю.Б.Вахтин. Жизнь Мухаммеда. М.,1990. С.376);