Конспект лекций по этике государственной службы, страница 17

4. Отдавать или принимать имущество в рость запрещено;

5. Запрещено поклоняться идолам в святых местах (всё равно, что поклоняться шайтану);

6. Мужья должны заботиться о женах и наставлять их;

7. Нельзя изменять исламу после смерти пророка;

8. Запрещается вносить изменения в лунный календарь с целью приведения его в соответствие с солнечным.

Основные принципы поведения:

1. Разрешено всё, что запрещено;

2. Всё, что ведёт к запретному, запрещено;

3. Следует избегать сомнительного и двусмысленного;

4. То, что запрещено, запрещено для всех.

В этике ислама выделяют 5 категорий поступков:

1. Обязательные (молитва, например);

2. Желательные (похвальные деяния, неисполнение которых не наказывается, например, дополнительные молитвы, посты, сдерживание гнева, пролщение обидчиков, переписывание Корана).

3. Дозволенные (не влекущие ни одобрения, ни порицания – нравственно нейтральные: еда, сон и т.д.);

4. Недостойные (осуждаемые, но ненаказуемые – небрежность в исполнении обрядов, брак с иноверкой, скупость, расточительность, жестокость);

5. Запретные (наказуемые – ростовщичество, употребление вина и др.)

Нравственные принципы ислама получили философскую интерпретацию в мистическом учении суфизма. Существует несколько гипотез, объясняющих возникновение слова «суфизм». Самая распространенная гипотеза связывает этот термин с арабским словом «шерсть», поскольку сторонники суфизма носили плащи из шерсти. Согласно другой гипотезе, слово «суфи» происходит от греческого слова «софия» - мудрость. Этот термин связывают также со словом «сафо», что значит «чистый».

Суфизм – мистическое течение в исламе, сторонники которого стремились достичь Божественной любви и Божественного знания, пережить истинную реальность, раствориться в Абсолютном Божественном Бытии посредством нравственного самосовершенствования, применения особых духовных практик.

Суфии говорят: Шариат – это Закон Аллаха, правила служения ему (через отношения с людьми), а Тарикат – это особый путь жизни, основанный на законе, на этом пути возникает особое состояние души и происходит осознание главной цели жизни, каковой является познание Аллаха. (см. Хасан Афанди. Указ. Соч. С. 13, 18, 21-22).