ISO 9000:2000 « Система менеджмента качества» п.3.1.4.:
Удовлетворенность потребителя определяется как восприятие потребителями степени, в которой их требования выполняются.
Субъективное мнение и поэтому оценить очень сложно.
Из этого следует 2 аксиомы:
1: Удовлетворенность и требования не одно и то же. Не всегда четкое выполнение требований ведет к удовлетворению потребителя.
2: Наличие жалоб и претензий – основной индикатор неудовлетворенности, но их отсутствие не означает удовлетворенность.
ИСО 9001 : 2000 п.8.2.1.:
Необходимо ввести непрерывный мониторинг удовлетворенности и ожиданий потребителей.
ISO 9004: 2000 п.5.2.:
Ожидания – удобство, надежность, своевременные поставки, возможность заказа через почту, безопасность, цена, ответственность за продукцию, влияние на окружающую среду.
Удовлетворенность определяется требованиями и ожиданиями. Требования четко фиксируются на бумаге в виде договорных обязательств, а ожидания нет и проявляются только при эксплуатации.
Сверхзадача – выяснить ожидания до производства продукции. Искусство мониторинга – спланировать, разработать и произвести товар, удовлетворяющий ожиданиям.
ИСО 9001: 2000 п.8.2.1.2.:
Мониторинг – измерение и анализ информации, касающийся ожиданий и требований потребителя.
Мониторинг : сплошной (регулярно исследуем свойства объекта), проблемный (реагируем на решение какой-нибудь проблемы)
Мониторинг также может быть:
1) активный – производитель получает информацию, специально воздействуя на потребителя ( обследование, полевое анкетирование, тестирование, выставки)
2) пассивный – потребитель сам передает информацию производителю
( жалобы и рекламации, объем продаж, виртуальные торги ).
Шаги по организации удовлетворенности потребителя.
Шаг 1: Структуирование ( сегментирование ) потребностей:
1) тип потребителей:
- конечные ( используют товар для удовлетворения личных потребностей)
-В2В ( используют товар для ведения бизнеса )
2) функция на рынке:
- посредники (не трансформируют товар )
- производители (трансформируют товар, добавляя стоимость)
3) география продаж для России:
- по размеру территории ( региональный, страновой, международный рынок )
- по нахождению на планете ( рынок России и СНГ, Евросоюза, Юго-Восточной Азии, Японии, Ближнего Востока и Северной Африки, Африканский рынок, рынок США и Канады, рынок Южной Америки и Мексики, рынок Австралии
4) уровень продаж
5) признаки половые, возрастные
1) по продуктовой нише.
Шаг 2: Определение способа получения информации
· полевая работа ( анкетирование, интервьюирование )
· телефонный опрос
· открытые информационные системы
· анализ внутренней информации
Шаг 3: Выбор набора показателей удовлетворенности потребителя: в качестве примера рассмотрим структуру показателей итальянской фирмы по производству сложной бытовой техники.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.