Зависимость затрат на качество от степени удовлетворенности потребителя (модель)

Страницы работы

Содержание работы

Рассмотрим модель зависимости полных затрат на качество от уровня соответствия требованиям потребителя выпускаемой продукции (рис. 1). При удовлетворенности потребителя, стремящейся к 0, практически все затраты на качество относятся к категории издержек из-за отказов, при этом затраты на предупреждение и оценку уменьшаются. При 100% удовлетворенности заказчика издержки из-за отказов стремятся к 0, но резко возрастают затраты на контроль качества и предупреждение несоответствий. Таким образом, две основные группы затрат в модели ЗПОО являются конкурирующими. Следовательно, с точки зрения конкурентоспособности предприятия существует оптимальный уровень затрат на качество, который отражает баланс между требованиями потребителя и экономической целесообразностью роста уровня качества. Позиционирование предприятия в области минимума на рис. 1 является стратегической задачей управленческого учета и анализа. Продемонстрируем типичные примеры принятия управленческих решений в результате идентификации текущего положения предприятия на кривой зависимости полных затрат на качество от удовлетворенности потребителя.

1.Предприятие находится в левой половине графика полных затрат на качество, при этом затраты на отказы более 70 %, а затраты на предупреждение ниже 10 %. Вывод – предприятию грозит потеря конкурентоспособности на рынке, необходимы инвестиции в качество, полный анализ издержек и ввод новой продукции и процессов.

2.Предприятие находится в зоне равновесия в области минимума, при этом затраты на отказы в районе 50 %, затраты на предупреждение 10 – 15 %, затраты на контроль более 35 %. Состояние стабильно, но надо усилить мониторинг удовлетворенности потребителя для поддержания соответствия между затратами на качество и степенью удовлетворенности.

3.Предприятие находится в правой стороне графика, при этом затраты на оценку выше 50 %, затраты на отказы ниже 40 %. Затраты на качество не соответствуют принципу максимальной рентабельности бизнеса. При долгосрочном нахождении в этой области может наступить потеря конкурентоспособности из-за снижения инвестиций в качество. Нахождение предприятия в данной области считается оправданным при выпуске новой продукции или освоении новых рынков.

Похожие материалы

Информация о работе