. (4.4)
Т.е. генераторы могут замещаться и , приложенной за .
Пусть I – нормальный (доаварийный, предшествующий, исходный) режим;
II – режим КЗ;
III – послеаварийный режим.
Рис.4.2. Нормальный режим простейшей системы I.
, . (4.5)
Рис.4.3. Послеаварийный режим простейшей системы III.
,
. (4.6)
Таким образом, из (4.5) и (4.6) получаем: .
При симметричном КЗ мощность в системе будет равна нулю . В режиме несимметричного КЗ в системе кроме токов прямой последовательности протекают токи обратной и нулевой последовательностей. Токи нулевой последовательности на мощность генератора никак не влияют, т.е. их в генераторе просто нет. Токи же обратной последовательности в генераторе есть в несимметричном режиме. Токи обратной последовательности создают поле, вращающееся с частотой , но в обратную сторону, т.е. поле обратной последовательности и ротор генератора перемещаются друг относительно друга со скоростью . В результате взаимодействия поля и токов, в обмотке возбуждения и во всех металлических частях ротора возникают вращающие моменты и .
, , (4.7)
где - синхронный момент, но этот момент не сможет раскачать ротор, т.к. он знакопеременный с частотой , т.е. не влияет на скорость ротора. - асинхронный момент от токов обратной последовательности не равен нулю, но мал и в упрощенных практических расчетах им можно пренебречь.
Следовательно, при определении мощности генератора в режиме несимметричных КЗ нужно учитывать только токи прямой последовательности, т.е. следует определять по схеме замещения прямой последовательности.
Рис.4.4. Режим КЗ простейшей системы II.
, ,
. (4.8)
Т.е. . В такой схеме получается еще, что , следовательно:
. (4.9)
Очевидно, что зависит от вида и места КЗ. Т.к. разница между и мала, допускаем, что , поэтому принимаем, что как и не изменяется скачком. Погрешность при таком допущении невелика. Изобразим угловые характеристики мощности всех трех режимов (I, II, III) на рис.4.4 и рассмотрим процессы движения ротора при возникновении несимметричного КЗ в начале линии и его последующем отключении релейной защитой.
В предшествующем режиме находились в точке . Произошло КЗ, процесс пошел из точки на кривую (мгновенно), а т.к. мгновенно измениться не может, тогда попадаем в точку . При этом возникает ускоряющий момент, появляется приращение скорости (, а в нормальном режиме ).
Рис.4.5. Исследование динамической устойчивости простейшей системы.
Некоторое время (0,1-0,2 с) длится аварийный режим, и процесс идет по кривой II, потом КЗ отключается релейной защитой, и электрическая мощность сразу возрастает, и сразу же избыточный момент меняет знак, т.е. становится тормозящим. Пока скорость больше , растет, если , , значит и после отключения КЗ пока еще , хотя и снижается, поэтому . После точки, где () процесс пойдет в сторону уменьшения и идет по кривой III в обратную сторону. В точке избыточный момент становится равен нулю, но процесс изменения не прекращается, т.к. , поэтому будет снижаться далее. Но как только процесс переходит через , избыточный момент становится ускоряющим, и скорость начинает расти, и, наконец, становиться равной синхронной , но продолжает расти, т.к. действует ускоряющий момент , следовательно, снова начинает расти , т.к. и т.д. И если есть потери мощности, то процесс затухает по спирали (колебательно) под действием и в точке образуется новый установившийся режим (см. рис.4.4 и 4.5).
Рис.4.6. Диаграммы устойчивых и неустойчивых систем.
Т.е. в результате КЗ возникает качание генератора (в основном по , изменяется не сильно).
Определим теперь - угол, при котором система еще динамически устойчива.
За время ускорения в режиме КЗ ротор генератора приобретает дополнительную кинетическую энергию за счет увеличения скорости вращения :
, (4.10)
где . Площадка на рис. 4.4 называется площадкой ускорения . После отключения КЗ скорость вращения ротора снижается, т.е. ротор теряет дополнительную кинетическую энергию, и при ротор генератора будет иметь такую же кинетическую энергию, как в исходном режиме, а энергия, потерянная при торможении, тоже может быть выражена площадкой. Следовательно, энергия, потерянная ротором в процессе торможения, равна энергии, приобретенной в процессе ускорения.
- это площадка торможения .
, т.е. . (4.11)
Площадка - возможная площадка торможения. Пусть время отключения КЗ больше, чем в примере на рис.4.4, т.е. будет больше. Если , то , а площадка ускорения и тогда , и поэтому в точке, соответствующей точке , этому соответствует , после превышения этого следует выпадение из синхронизма.
Т.е. в случае, когда отключение КЗ происходит при , генератор приходит в точку со скоростью , и рост продолжается, а т.к. торможения больше не будет генератор выпадает из синхронизма в сторону увеличения скорости вращения .
При размах качаний настолько велик, что достигает и выходит из синхронизма.
Исходя из этого признак динамической устойчивости:
Если возможная площадка торможения больше площадки ускорения (), то ее хватает, чтобы поглотить всю кинетическую энергию, приобретенную за время ускорения, и система устойчива.
Если возможная площадка торможения меньше площадки ускорения (), то генератор успевает проскочить до и выпадает из синхронизма, т.е. система не устойчива.
Рассмотрим влияние на устойчивость системы различных факторов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.