Схема работы над курсовой. Сбор необходимой информации. Структура курсовой (дипломной) работы. Оформление курсовой работы. Стилистика письменной речи, страница 9

Во многих случаях вводные выражения с этим местоимением могут быть легко исключены из текста без потери смысла, поскольку очевидно, что представляемые идеи принадлежат автору. Там, где все же необходимо подчеркнуть личный характер высказывания, лучше вставлять местоимение «мы», например, «по нашему мнению», «мы считаем». Или это можно сделать с помощью выражений «автор считает», «автор полагает», «по мнению автора». Однако не следует слишком увлекаться подобными выражениями! Все они – вводные и не могут заменить основное содержание материала.

Правило № 2

Использовать разнообразные синонимы и синонимичные выражения при ссылках на источники информации, а не ограничиваться одними и теми же словами вроде «такой-то автор сказал, что»; «исследование показывает, что».

При описании и анализе точек зрения других исследователей на какую-либо проблему можно применять следующие обороты:

Автор исследует данный вопрос с определенной точки зрения.

Как считает автор ...

В своей работе автор демонстрирует ...

Автор излагает точку зрения на ...

В разделе ... работы ... речь идет о ...

Работа начинается с ...

Исследование заканчивается тем, что ...

Большая часть материала посвящена ...

Автор приходит к выводу о том, что ...

В результате исследования был сделан вывод о том, что ...

Автор делает акцент на ...

Автор не уделяет большого внимания проблеме ...

Вместо того, чтобы все время использовать термин «рассматриваемый вопрос», целесообразно заменять его такими словами как:

проблема;

исследовательская проблема; задача, стоящая перед автором; тщательное изучение дела; тема анализа; предмет изучения; объект (предмет) спора.

Синонимами «теории», разрабатываемой или анализируемой автором, могут служить выражения:

ключевые понятия; модель автора;

исследование, проведенное автором; доказательства, представленные автором;

новаторская идея;

концепция; доктрина;

система доказательств;

учение автора.

Изученные материалы, а также статьи, монографии, учебники:

показывают;

демонстрируют;

анализируют;

выявляют;

указывают на значимость;

характеризуют;

описывают ситуацию;

содержат; представляют;

основываются;

делают акцент на.

Характеристика различных сторон теории или модели будет выглядеть более убедительной и красочной, если мы сопровождаем ее особыми прилагательными:

Положительные аспекты

теории

Отрицательные аспекты теории

тщательно разработанная

мало применимая

продуманная

непродуманная

эффективная

неэффективная

фундаментальная

поверхностная

Базовая

второстепенная

хорошо подкрепленная практическими достижениями

не подтвержденная практикой

оригинальная

схожая с тем, что уже было сделано

новаторская

повторяющая прошлые утверждения

ключевая

незначительная

сложная

запутанная

ясно изложенная

неочевидная

убедительная

допускающая двойное толкование

Правило № 3

В тексте работы должно быть разумное сочетание простых и сложных предложений.

Нельзя ограничиваться только простыми предложениями, состоящими из подлежащего и сказуемого, как это обычно свойственно разговорной речи. Требуется развернутое описание всех явлений, имеющих дело с подлежащим и сказуемым, в рамках одного и того же, возможно, более сложного предложения. Например, будет более правильным стилистически в курсовой работе вместо двух предложений: «Статья описывает события праздника в Харькове. Он был посвящён 65-летию победы в Великой Отечественной войне» поставить одно: «Статья описывает события праздника в Харькове, посвящённого 65-летию победы в Великой Отечественной войне»