На рис. 2–4 представлена динамика основных характеристик бюджетов ГВФ за 2010–2015 гг.[6]
Рис. 2. Динамика основных характеристик бюджета ПФР за 2010–2015 гг.
Российская пенсионная система в современных условиях демонстрирует финансовую нестабильность: согласно Федеральному закону от 02.12.2013 г. № 320-ФЗ «О бюджете ПФР на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 годов», дефицит бюджета ПФР на 2014 г. составляет 126,4 млрд рублей и имеет тенденцию к росту. В частности, в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 г. № 385-ФЗ «О бюджете ПФР на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в 2015 г. бюджет ПФР по доходам сформирован в сумме 6,9 трлн руб. (на 11% больше, чем в 2014 г.) а по расходам – 7,6 трлн (на 18% больше).
Это обусловлено социальными процессами и, в первую очередь, увеличением количества пенсионеров на 500 тыс. человек за счет присоединения к Российской Федерации новых субъектов. Поручение Президента РФ о доведении уровня пенсий граждан, проживающих в Крыму, в 2014 г. до среднероссийского увеличивает расходы ПФР на 70 млрд рублей. Помимо этого, на рост расходов влияют как коррекционные показатели (изменение величин пенсий и выплачиваемых пособий), так и демографические. За период 2002–2010 гг. в России возрастная группа «до 20 лет» уменьшилась на 40%, а группа «55–59 лет» увеличилась на 40%, а к 2020 г. на 100 лиц пенсионного возраста будет приходиться 112 лиц трудоспособного населения. Статистические исследования показывают, что за счет естественного старения только в 2015 г. количество пенсионеров в России увеличится на 100 тыс. человек.
Доходы бюджета ФСС формируются за счет страховых взносов страхователей по обязательному социальному страхованию; взносов работодателей на страхование от несчастных случаев на производстве и за счет иных источников, включая средства, нераспределенные по итогам прошлого бюджетного года. Тариф страховых взносов в части уплаты в бюджет ФСС установлен Федеральным законом № 212-ФЗ и составляет в 2015 г. 2,9% в пределах вышеназванного порогового значения, а величины, превышающие это значение, в отличие от страховых взносов в бюджет ПФР, обложению не подлежат. В ряде случаев закон допускает применение льготных (заниженных) тарифов (например, сельхозпроизводители уплачивают страховые взносы по тарифу 2,4%, а организации, осуществляющие деятельность в области IT-технологий, – по тарифу 2%).
Рис. 3. Динамика основных характеристик бюджета ФСС за 2010–2015 гг.
Доходы бюджета ФФОМС в условиях механизма одноканального финансирования образуются за счет:
- страховых взносов страхователей, занимающих в структуре доходов бюджета ФФОМС в 2014 г. 98% и имеющих тенденцию к росту (Федеральный закон от 01.12.2014 г. № 387-ФЗ «О бюджете Федерального фонда ОМС на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»);
- трансфертов из бюджетов субъектов России;
- трансфертов из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках ОМС, и напротив, имеющих тенденции к снижению;
- добровольных взносов юридических и физических лиц;
- доходов от использования временно свободных финансовых средств;
- недоимки по страховым взносам, налоговым платежам;
- начисленных пени и штрафов.
В основе расчета субвенций бюджетам ТФОМС для финансирования территориальных программ ОМС лежит средний подушевой норматив финансирования, составляющий в 2015 г. величину 11 599 рублей.[7] Помимо субвенций из ФФОМС, бюджеты ТФОМС получают из субъектов РФ трансферты на финансовое обеспечение дополнительных видов медицинской помощи, не установленных базовой программой ОМС.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.