- довольно-таки высокие и необоснованные различия в системе заработ- ной платы и доходах населения в различных сферах экономики и регионах страны, а также ее слабая привязка к системе страховых отчислений и системе социальной защиты в целом;
- несовершенство механизмов исчисления размеров пенсий и пособий на основе минимальной заработной платы, поскольку ее размеры не позволяют связать уровень социальной защиты с объемом заработанных пенсионных прав и других социальных выплат.
Наличие национальной системы социального страхования способно обеспечить ему множество уникальных преимуществ перед другими методами повышения эффективности инвестиций в человеческий капитал, рост объема которых является обязательным условием вхождения России в социально ориентированную рыночную экономику. Важнейшей функцией социального страхования в современных условиях является воспроизводственная.
Как показывает опыт зарубежных стран, наличие разветвленной сети социальной защиты населения обеспечивает устойчивое развитие трудовых ресурсов, усиливает национальный экономический потенциал, содействует стабилизации социально-экономической и политической ситуации в обществе. Общим для развитых стран является признание непосредственной взаимосвязи и взаимозависимости уровня социальной защищенности населения страны и ее экономического развития: социальная справедливость, несмотря на связанные с этим издержки способствует экономическому росту, в свою очередь высокие темпы экономического развития позволяют повысить степень социальной защищенности населения.
В основе организации и функционирования системы социального страхования лежат:
1) теория солидарности (солидаризма), выраженная в солидарности работников и работодателей в распределении страховой нагрузки и перераспределении накопленных средств в пользу нуждающихся;
2) концепция субсидиарности, подразумевающая личную ответственность индивида за формирование условий своей жизни (наличие частной страховой инициативы).
Страховые взносы работодателя и самих застрахованных выступают в качестве основного источника, обеспечивающего выплату компенсаций при утрате дохода пропорционально его величине (ограниченной определенным уровнем), а средства государства предназначаются для выплат общего характера и обеспечения минимального уровня страховых пособий, если для этого не достает поступающих страховых взносов. При этом мы можем констатировать, что в различных странах, таких как Германия, Великобритания, США, Франция, Швеция и др., распределение долей каждого из этих источников финансирования систем социального страхования складывается по-разному, поскольку формировалось оно под влиянием экономических возможностей, конкретной практики, национальных традиций и соотношения общественных сил.
В структуре доходов бюджета ПФР ведущее место занимают страховые взносы страхователей, рассчитываемые как произведение страховой базы и страхового тарифа.
Величина страхового тарифа зависит от сферы деятельности плательщика, в которой формируется ФОТ как база для расчетов страхового взноса. Так, в 2015 г. по общему правилу «основной» тариф, применяемый работодателями, производящими выплаты физическим лицам, составляет 22%. Названный тариф структурно делится на солидарную часть (6%), за счет которой финансируются существующие когорты пенсионеров, а также страховую и накопительную части (10 и 6%, соответственно), формирующие пенсионные права индивида, – обязательства, государства по пенсионному обеспечению человека в будущем.
Расходы бюджета ПФР, помимо выполнения управленческих функций и выплат на прекращенную ныне программу софинансирования пенсий, направляются на реализацию программы, цель которой сводится к материальному стимулированию рождаемости в России.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.