Анализ учебно-методического комплекта «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой на предмет использования опытов и экспериментов на уроках

Страницы работы

11 страниц (Word-файл)

Содержание работы

2. 1. АНАЛИЗ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» Н.Ф. ВИНОГРАДОВОЙ НА ПРЕДМЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ   ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ НА УРОКАХ

Интегрированный курс «Окружающий мир», разработанный  группой учёных под руководством Н.Ф. Виноградовой, реализуется в рамках образовательного проекта «Начальная школа ХХI века» и включает в себя  сведения из биологии, географии  и истории. Он рассчитан на четырёхлетнюю начальную школу. Проект «Начальная школа ХХI века» - результат многолетних исследований коллектива сотрудников Центра начальной школы Института общего и среднего образования РАО, а также ряда сотрудников Российской академии образования, разделяющих заявленные концептуальные подходы. Предпосылками для его создания стали: основные положения теории Л.С. Выготского, научные идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина,  В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, концепция перспективной начальной школы А.М. Пышкало, Л.Е. Журовой, Н.Ф. Виноградовой. Авторский коллектив проекта поставил перед собой задачу: найти, возможно более целесообразный, путь устранения противоречий, характерных сегодня для начальной школы. Эта задача решалась ими при создании учебно-методических комплектов по курсам. Анализируемый нами комплект по курсу «Окружающего мир» включает в себя:  рабочую программу, учебники для первого и второго класса (автор Н.Ф. Виноградова),  учебники для третьего и четвёртого класса (авторы                   Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова), рабочие тетради «Учимся думать и фантазировать» для первого и второго класса, «Учимся познавать мир» для третьего и четвёртого классов,  книги для учителя - «Беседы с учителем» по каждому классу, учебно-наглядное пособие «Окружающий мир» (Виноградова Н.Ф., Иванченкова Г.Г., Потапов И.В. и др.), поурочные планы к учебникам по каждому классу, методические пособия «Методика обучения окружающему миру в начальной школе» и «Окружающий мир в 3-4 классах» (автор  Н.Ф. Виноградова).

Программа первого класса рассчитана на 66 часов и имеет следующие разделы: «Ты - первоклассник» (10 часов), «Ты и здоровье» (6 часов), «Мы и вещи» (6 часов), «Родная природа» (25 часов), «Родная страна» (19 часов). Программа  первого класса не предлагает проведение учебных экспериментов, в ней планируются только  сезонные экскурсии и практические работы по уходу за комнатными растениями и животными уголка природы. Младших школьников обучают зарядке аквариума, террариума, инсектария.

Анализируя учебник «Окружающий мир» и рабочую тетрадь для первого класса, мы обратили внимание на рубрику «Соображалки» - там «хранятся» различные логические задачи, развивающие логическое мышление, сообразительность и умение размышлять, строить элементарные предположения и находить доказательства. Мы считаем, что эти логические задачи,  помогают сделать обучающую деятельность поисковой, развивать способность к избирательному использованию имеющихся знаний и целесообразному выбору способов действия. Решение логических задач первоклассниками подготавливает их к проведению опытно-экспериментальной работы.

Однако, по нашему мнению, первоклассники могут  не только готовиться, но уже и выполнять простейшие микроисследования. Например, возможно проведение домашнего  эксперимента  после урока по теме «Режим дня первоклассника». Так, побеседовав с детьми  на уроке о пользе выполнения режима дня, можно предложить им самим в этом убедиться на опыте. Для этого  надо соблюдать режим дня в течение 1-2 недель, а потом сравнить: больше или меньше дел за день успеваешь сделать, легче или труднее стало вставать утром и др. Тем самым подтвердить или опровергнуть утверждение о его пользе.

При изучении сезонных изменений в природе (раздел «Родная природа») можно было бы провести  различные опыты с использованием термометра. Например, поместить термометр в тени и на солнечной стороне, чтобы убедиться в том, что показания его могут быть разными в один и тот же день и в одно и тоже время.

В программе второго класса (68 часов) пять больших разделов: «Введение. Что нас окружает» (2 часа), «Кто ты такой»(10 часов), «Кто живёт рядом с тобой» (11 часов), «Россия – твоя Родина» (20 часов), «Мы - жители Земли» (25 часов).  В программе второго класса проведение опытов не выделено, однако в поурочном планировании для второго класса предлагается эксперимент  сразу по нескольким темам. По разделу программы «Кто ты такой»,  на уроке «Наши помощники - органы чувств» предлагается практическая работа с проведением простейшего эксперимента: «Несколько желающих учеников сидят перед классом с завязанными глазами. Между коленками каждому сидящему вкладывается знакомый предмет, например, ластик, линейка. Учитель просит школьников определить, что это такое у них. Ребята затрудняются ответить на этот вопрос. Затем эти же предметы дают им в руки и просят сказать, что у них в руках. Как правило, школьники быстро справляются с этой задачей. Дети убеждаются на опыте, что кожа – орган осязания и может «рассказать» человеку о том, что его окружает. Гладкий предмет или шершавый, мягкий или твёрдый, каковы его размеры и форма, можно определить при помощи кожи рук даже в темноте и с закрытыми глазами» [55, с 31].

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Расчетно-графические работы
Размер файла:
73 Kb
Скачали:
0