Анализ учебно-методического комплекта «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой на предмет использования опытов и экспериментов на уроках, страница 2

По разделу программы «Мы - жители Земли», общей теме (блоку) «Водоём и его обитатели»,  на уроке «Поговорим о воде» проводится практическая работа с проведением простейших опытов [55, с. 68-69], знакомящих детей со свойствами воды [см. Приложения 13 и 31]. Результаты опытов с водой предлагается оформить в виде модели [см. Приложение 13] .

Проанализировав задания в тетради № 1 для второго класса «Учимся думать и фантазировать», мы нашли  на странице 10 опыты с красочными иллюстрациями, проведение которых предлагалось детям [и задания,  выполнение которых предполагает проведение эксперимента. Например, в задании № 4 из упражнения 29 на странице 17, предлагается закончить предложение: «Спать будешь глубоко и спокойно, если…», а в задании 86 на станице 48, надо отметить свойства воды]. Задания № 88 и 89 на странице 49 предполагают проведение демонстрационного эксперимента. Этот эксперимент знакомит младшего школьника с тремя агрегатными состояниями воды: жидким, твёрдым, газообразным.

В учебнике  для второго класса в специальной рубрике «Проверь себя» мы обнаружили задания и вопросы, которые нацеливают детей на проведение простейших опытов. Это, например следующие задания на странице 12 к теме «Наши помощники – органы чувств»:

1. Можно ли определить на вкус следующие продукты: горчица, лук, перец, лимон, помидор, соль, сахар, корица, селёдка?

2. Какая пища по твоему мнению особенно вкусна?

3. Как ты думаешь, животные обладают обонянием и вкусом? С помощью каких органов они делают это? Чувствуют ли животные боль, жару, холод? Какими примерами ты можешь подтвердить это?

Творчески работающий учитель может организовать микроисследования детей на уроке, которые опровергнут или подтвердят гипотезы детей по этим вопросам.

На наш взгляд, по разделу программы  «Кто ты такой» можно было бы провести с младшими школьниками следующие эксперименты: по изучению оптимальной продолжительности сна второклассника, по  исследованию роли движений в его жизни (например, попросить детей оценить своё состояние до и после проведения физкультминутки на уроке), по определению степени участия различных органов чувств в распознавании веществ и др. Во втором классе детей знакомят с выращиванием растений из семени, что тоже предполагает проведение опытов. Это могли бы быть опыты, которые закладываются на уроке, а продолжаются во внеурочное время, например: определение зависимости глубины посева семян от их размера, сроков появления всходов от освещения и др.

Основные требования к уровню подготовки учащихся второго класса включают умение проводить элементарные опыты и наблюдения (в соответствии с программой), фиксировать их результаты.

В 3-4 классах – опыт и эксперимент становятся одним из важнейших методов изучения природы.

Программа третьего класса рассчитана на 68 часов и состоит из следующих разделов: «Введение»(1 час), «Земля - наш общий дом»(10 часов), «Растительный мир Земли» (11 часов), «Грибы» (1 час), «Животный мир Земли» (11 часов), «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)» (14 часов), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (20 часов). В программе  обозначены практические работы и опыты (с. 106 программы). Это опыты, демонстрирующие распространение тепла от его источника; опыты, объясняющие смену сезонов, дня и ночи на Земле; опыты, выясняющие роль света и воды в жизни растений; опыты по изучению состава почвы. Некоторые опыты, не указанные в программе третьего класса, упоминаются в методическом пособии для учителя. Так, по разделу программы «Земля – наш общий дом» предлагаются следующие демонстрации и опыты:

1.  Переход воды из одного состояния в другое.