Анализ учебно-методического комплекта «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой на предмет использования опытов и экспериментов на уроках, страница 4

Опыты в третьем классе проводятся по теме «Воздух». На первом уроке по этой теме, проводятся опыты на установление факта присутствия воздуха. Эти опыты показывают, что воздух находится везде: вокруг нас, в воде, в твёрдых предметах, и, что воздух занимает место [см. Приложение 14]. Некоторые опыты по этой теме приведены в учебнике [19, с. 21-22]  . Это опыты демонстрирующие, что кислород поддерживает горение, а углекислый газ нет. Там же имеется задание, в котором нужно рассмотреть рисунки и объяснить, почему в первом сосуде свеча гаснет, а во втором продолжает гореть. На этих рисунках изображены два сосуда – в одном из них находятся прорастающие семена, а другой пустой. В оба сосуда были помещены горящие свечи, в сосуде с семенами свеча потухла. К рисунку даётся подсказка: «В первом сосуде появился углекислый газ.

На уроке по теме «Состав воздуха» проводятся  ещё три взаимосвязанных  демонстрационных опыта, позволяющие сформировать у детей представление о его составе [см. Приложение  14].

На уроке по теме  «Охрана воздуха от загрязнения» опыты не проводятся. Можно было бы рекомендовать проведение опыта, демонстрирующего загрязнение пылью растений, растущих около проезжих дорог. Для опыта нужно сорвать несколько листьев с деревьев, растущих около  дороги и далеко от неё (в парке), сделать их отпечатки на листе бумаги, провести их сравнения, сформулировать выводы [см. Приложение14].

По теме «Горные породы» проводится практическая работа, в ходе которой экспериментальным путём устанавливаются свойства горных пород (глины, гранита, известняка) [см. Приложение 16]. В методическом пособии для третьего и четвёртого класса упоминаются практические работы: «Руды чёрных и цветных металлов», «Общие свойства металлов», «Свойства удобрений», «Свойства горных полезных ископаемых» [12, с. 101] .

Основная задача темы «Почва» -  представления о почве как о верхнем плодородном слое земли, на котором растут растения. Для решения этой задачи необходимо опытным путём установить состав почвы [см. Приложение 15], показать её отличие от горных пород (описание их представлено в учебнике с. 24). Результатами опытов «дополняют» схему «Состав почвы» в задании № 32 в рабочей тетради  для третьего класса [22, с.12]. 

При изучении темы «Растения» в третьем классе, в методическом пособии для учителя также рекомендуется проведение опытов. Так, перед проведением урока «Корень, стебель, лист, их значение» следует заложить опыты, доказывающие испарение воды листьями, поглощение и проведение стеблем воды и минеральных веществ. Опыты описаны и проиллюстрированы на страницах 48-49 учебника. Там же предлагается долговременный опыт с узумбарской фиалкой, выясняющий можно ли вырастить растение из одного листа [см. Приложения 17, 19, 20, 22].

На уроке по теме «Рост и развитие растений. Условия жизни растения» изучают растения в разных стадиях развития. Для этого используются проростки, выращенные заранее. Это может сделать учитель или ученики, особенно те, которые мало интересуются природой. Для получения разновозрастных проростков необходимо не менее, чем за две недели до проведения урока заложить первый опыт: положить в блюдце семена фасоли, смочить их, поставить в тёплое место и следить, чтобы семена были влажными. Через 2-3 дня закладывают второй, третий и четвёртый опыты, аналогичные первому [см. Приложение 21].

К уроку по теме «Дикорастущие и культурные растения» эксперимент не планируется. С. Н. Павленко предлагает своё микроисследование, которое можно провести во внеурочное время «Приживётся ли культурное растение в диких условиях?» [см. Приложение 26].