2. Воздух занимает объём, сжимаем и упруг, плохо проводит тепло.
3. Движение воздуха при нагревании (охлаждении).
4. Испарение воды листьями растений.
5. Опыты, доказывающие необходимость воды, тепла и воздуха для прорастания семян.
К этому же разделу в методическом пособии предлагаются практические работы с проведением опытов:
1. Определение свойств воды, льда и снега.
2. Определение свойств горных пород
3. Проращивание, рассматривание и зарисовка разновозрастных проростков.
Анализ методического пособия для учителя «Окружающий мир в 3-4 классах» указано, что по названному выше разделу проводятся опыты при изучении темы «Свойства тел и веществ». Младшие школьники проводят сравнение соли и сахара, определяя их существенные признаки и заполняют соответствующую таблицу [см. таблицу 2.1.1.].
Таблица 2.1. 1.
Свойства тел и веществ
Вещество |
Признаки (свойства) вещества |
|||
Цвет |
Сыпучесть |
Вкус |
Растворимость |
|
Поваренная соль |
Белый |
+ |
Солёная |
+ |
Сахарный песок |
Белый |
+ |
Сладкий |
+ |
На уроке по теме «Три состояния воды. Переход воды из одного состояния в другое» ставятся задачи: познакомить со свойствами воды в твёрдом (снег, лёд) и газообразном состоянии; формировать представления о переходе из одного состояния в другое; учить сравнивать, обобщать и делать выводы. Используется оборудование: сосуды с водой, льдом и снегом, нагревательный прибор, жидкостные термометры. Демонстрируется опыт, иллюстрирующий переход воды из одного состояния в другое в зависимости от температуры. От учащихся не требуется запоминания температур, при которых происходят процессы перехода, или названий этих процессов. Однако дети должны осознать сам принцип: переход воды из одного состояния в другое зависит от изменения температуры – её повышения или понижения. На уроке выполняется практическая работа «Свойства снега и льда». Результаты работы дети записывают в таблицу [см. таблицу 2. 2.2.].
Таблица 2.2.2.
Три состояния воды
Свойства воды |
Состояние воды |
|||
жидкое |
твёрдое |
газообразное |
||
снег |
лёд |
|||
|
На уроке по теме «Вода - растворитель» дети проводят опыты по растворению различных веществ (соль, сахар, соду, марганцовокислый калий, гальку, песок, глина) знакомясь с растворимыми и нерастворимыми в воде веществами. Дети опытным путём доказывают, что есть вещества нерастворимые в воде; существенным признаком растворов является то, что они прозрачны и свободно проходят через фильтр. Последнее свойство демонстрирует детям учитель. Результаты опыта фиксируются в таблице.
По теме «Вода в природе» проводится опыт, воспроизводящий природное явление образования осадков в искусственно созданных условиях [см. Приложение 31].
В рабочей тетради, имеются задания, позволяющие зафиксировать результаты опытов по теме «Вода», домашние задания на самостоятельное проведение опытов по этой теме. Эти задания разнообразны: отметь правильное высказывание; соедини линией рисунок и слово, обозначающее состояние воды; подчеркни только те свойства, которыми обладает водяной пар; раскрась растворы в стаканах, если известно, что для их получения использовали: бриллиантовую зелень, марганцовокислый калий, соль, морковный сок. Выполняя последнее задание, дети могут основываться либо на опытах, либо на предположениях.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.