Анализ учебно-методического комплекта «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой на предмет использования опытов и экспериментов на уроках, страница 3

2.  Воздух занимает объём, сжимаем и упруг, плохо проводит тепло.

3.  Движение воздуха при нагревании (охлаждении).

4.  Испарение воды листьями растений.

5.  Опыты, доказывающие необходимость воды, тепла и воздуха для прорастания семян.

К этому же разделу в методическом пособии предлагаются практические работы с проведением опытов:

1. Определение свойств воды, льда и снега.

2. Определение свойств горных пород

3. Проращивание, рассматривание и зарисовка разновозрастных проростков.

Анализ методического пособия для учителя «Окружающий мир  в 3-4 классах» указано, что по названному выше разделу проводятся опыты при изучении темы «Свойства тел и веществ». Младшие школьники проводят сравнение соли и сахара, определяя их существенные признаки и заполняют соответствующую таблицу [см. таблицу  2.1.1.].

Таблица  2.1. 1.

Свойства тел и веществ

Вещество

Признаки (свойства) вещества

Цвет

Сыпучесть

Вкус

Растворимость

Поваренная соль

Белый

+

Солёная

+

Сахарный песок

Белый

+

Сладкий

+

На уроке по теме «Три состояния воды. Переход воды из одного состояния в другое» ставятся задачи: познакомить со свойствами воды в твёрдом (снег, лёд) и газообразном состоянии; формировать представления о переходе из одного состояния в другое; учить сравнивать, обобщать и делать выводы. Используется оборудование: сосуды с водой, льдом и снегом, нагревательный прибор, жидкостные термометры. Демонстрируется опыт, иллюстрирующий переход воды из одного состояния в другое в зависимости от температуры. От учащихся не требуется запоминания температур, при которых происходят процессы перехода, или названий этих процессов. Однако дети должны осознать сам принцип: переход воды из одного состояния в другое зависит от изменения температуры – её повышения или понижения. На уроке выполняется практическая работа «Свойства снега и льда». Результаты работы дети записывают в таблицу [см. таблицу 2. 2.2.].

Таблица 2.2.2.

Три состояния воды

Свойства воды

Состояние воды

жидкое

твёрдое

газообразное

снег

лёд

  1. Запах
  2. Вкус
  3. Прозрачность
  4. Текучесть
  5. Цвет

На уроке по теме «Вода - растворитель» дети проводят опыты по растворению различных веществ (соль, сахар, соду, марганцовокислый калий, гальку, песок, глина) знакомясь с растворимыми и нерастворимыми в воде веществами. Дети опытным путём доказывают, что есть вещества нерастворимые в воде; существенным признаком растворов является то, что они прозрачны и свободно проходят через фильтр. Последнее свойство демонстрирует детям учитель. Результаты опыта фиксируются в таблице.

По теме «Вода в природе» проводится опыт, воспроизводящий природное явление образования осадков в искусственно созданных условиях [см. Приложение 31].

В рабочей тетради, имеются задания, позволяющие зафиксировать результаты опытов по теме «Вода», домашние задания на самостоятельное проведение опытов по этой теме. Эти задания разнообразны: отметь правильное высказывание; соедини линией рисунок и слово, обозначающее состояние воды; подчеркни только те свойства, которыми обладает водяной пар; раскрась растворы в стаканах, если известно, что для их получения использовали: бриллиантовую зелень, марганцовокислый калий, соль, морковный сок. Выполняя последнее задание, дети могут основываться либо на опытах, либо на предположениях.