Опыты с растениями в третьем классе предлагаются детям в виде домашней работы в рабочей тетради [22, с.17] . Это опыты, демонстрирующие передвижение воды и питательных веществ по растению, образование корней на стеблях некоторых растений и др. Результаты опытов дети оформляют в виде рисунков.
В основных требованиях к уровню подготовки учащихся третьего класса указано, что к концу обучения младшие школьники должны называть свойства воздуха и воды, рассказывать о составе почвы, что не возможно осуществить без проведения соответствующих опытов на уроках.
В программе четвёртого класса (68 часов) следующие разделы: «Введение (1 час), «Человек - живое существо (организм)» (30 часов), «Человек и общество, в котором он живёт»» (37 часов).
При изучении организма человека организуется практическая работа с проведением эксперимента: подсчёт пульса в спокойном состоянии, после физической нагрузки у тренированных и нетренированных учащихся. Кроме того, в четвёртом классе проводятся практические работы по оказанию первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).
На наш взгляд, проведение эксперимента было бы эффективным при изучении учащимися других тем четвёртого класса. Так, например, по теме «Внимание и память» можно провести микроисследование «Изучение процессов запоминания и забывания» [см. Приложение 29].
В конце программы помещены требования к уровню подготовки выпускника начальной школы по предмету «Окружающий мир», образовательная область «Естествознание», в которых среди прочих требований имеется требование «применять знания в практической деятельности», а именно: «проводить наблюдения в природе, простые опыты и практические работы, используя для этого простейшие инструменты; фиксировать результаты наблюдений и давать им элементарные объяснения; измерять время с помощью часов, температуру с помощью термометра, записывать результаты измерений в различных величинах (год, неделя, сутки, минута и др.)» Проведя анализ учебно-методического комплекта по окружающему миру Н.Ф. Виноградовой, мы пришли к следующим выводам:
1. Недостаточно используется учебный эксперимент в первом и во втором классах.
2. В третьем и четвёртом классах проводится достаточное количество опытов, но эти опыты, в основном демонстрационные. На наш взгляд, было бы эффективнее организовывать на уроках микроисследования, проводимые самими учащимися под руководством учителя. В ходе этой работы учитель вместе с детьми выдвигает гипотезы по проблемному вопросу урока, ставит задачи, предлагает возможные пути их решения, за тем ученики осуществляют экспериментальную проверку гипотез, в ходе которой делают вывод о правильности или ошибочности сделанных предположений.
3. Многие опыты, предлагаемые в методических пособиях, не включены в учебники не в виде рисунков, не в виде инструкций к их проведению. В учебнике третьего и четвёртого класса описаний опытов очень мало.
4. Рабочие тетради позволяют не только фиксировать результаты опытов, так как содержат готовые таблицы, но и предлагают домашние задания по самостоятельному проведению опытов, с подробными инструкциями.
5. Изучение некоторых тем окружающего мира в первом, втором и четвёртом классах следует дополнить проведением элементарных экспериментов, которые не только будут способствовать более осознанному усвоению знаний по отдельным вопросам изучаемого предмета, но и будут формировать познавательный интерес младших школьников к изучению естествознания.
Общий вывод: в анализируемом учебно-методическом комплексе только в третьем и четвёртом классе учебный эксперимент используется в достаточной степени, но эта работа, к сожалению, не в полной мере отражена в учебниках, что затрудняет работу учителя и учащихся на уроке.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.