Классификации народных песен. Лингвистические понятия: ключевые слова, символ, образ, повтор, страница 6

В данной песне чувствуется горечь и страдания, которые испытывает «добр молодец» из-за предстоящего ухода на службу: служить придется двадцать пять лет – немалый срок. Символическими образами и ключевыми словами здесь являются «кукушечка» и «соловушко», где кукушка – это мать, которая горюет о сыне, уходящем на службе.

Важно отметить, что и в заглавии песни мы видим слово «кукушечка». Несомненно, это слово будет ключевым: в рекрутских песнях горюет всегда не жена, а именно мать. Поэтому этот образ-символ и вынесен в заглавие.

Еще один символический образ – «соловушко» – это сам «добр молодец» (несложно заметить, что это сочетание слов повторяется практически в каждой строке – это центральный образ в песне).

Для того, чтобы передать чувства молодого человека, употребляются такие слова: «неволюшка», «неволя». Для него «царска служба» (это сочетание повторяется, и оно будет ключевой фразой) сравнима с тюрьмой. «Куют, куют», «везут, везут» – словно на него надевают кандалы и отправляют в тюрьму, а не выполнять гражданский долг. К тому же дважды употребленное слово «везут» показывает нежелание молодца служить и насильное его привлечение к службе.

Для еще одного примера определения ключевых слов в тексте возьмем лирическую свадебную песню, где они отчетливо проявляются.

Ты родимая родна мамонька, ты родимой мой родной тятенька,

Отдаете вы меня младу-младешеньку во чужую дальну во сторонушку,

Ко чужому неродному батюшке,  ко чужой неродной мамоньке,

Во чужую во семеюшку.

Через горы да через высокие, через реки да через глубокие,

Через леса да через темные.

Как я буду жить там млада-младешенька со чужим неродным батюшкой,

Со чужой неродной мамонькой?[16]

Песня относится к причитальным лирическим песням, которые поются в день «заручин». Характерной чертой является то, что девушка причитала, независимо от того, желала ли она сама выходить замуж или нет. Это своеобразный обряд, когда молодая девушка показывает, что она будет горевать по родимому дому, по отцу и матери.

К тому же здесь есть и некоторые элементы сверхъестественного: девушка такой песней показывал духам предков, что не хочет покидать родной дом, иначе в новой жизни ее могла ждать неудача.

Поэтому, начиная с первой строчки мы обнаруживаем повтор слова «родимый» – показать любовь и уважение к своим отцу и матери.

Далее девушка поет о «чужой стороне», то есть про семью мужа. В восьми строках отрывка песни слово «чужой» встречается шесть раз. Естественно, что таким образом девушка противопоставляла свою любимую семью той, чужой, неродной.

Повторяется здесь и слово «родной» (один раз с приставкой «не»). Таким образом, песня строится на антитезе.

Мы доказали, что ключевые слова в тексте песен встречаются обязательно не менее двух раз, доказали, что они несут своеобразную смысловую нагрузку. При этом в первой песне ключевым словом стал образ-символ.

Заключение

Для написания данной работы мы использовали труды таких ученых, как Лазутина С.Г., Николиной Н.А.,  Лукина В.А. и многих других. Отсюда можно сделать вывод: тема ключевых  слов является и будет актуальной всегда, так как это явление встречается как в лирических, так и в прозаических текстах,  к тому же темы, касающиеся русских народных песен так же останутся интересными для изучения.

Мы добились главной цели: разобрались с понятием «ключевые слова», символ, образ, проследили их наличие и повторяемость в текстах народных песен, отметили, как они влияют на смысл текста песен, от чего зависит такое частотное употребления.

Список литературы

1.  «Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т. п.»/«Материалы, собранные и приведенные в порядок П. В. Штейном», СПб., 1898. С. 33–57

2.  Рыбаков С. Русская песня. Из истории собирания русской песни. [Электронный  ресурс] http://www.norma40.ru/articles/russkaya-narodnaya-pesnya.htm 03.12.12 21:07

3.  Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. М., 1982. Т. 24. С. 54

4.  Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. М. 1981. С. 110–145