Несомненно, с понятием «ключевые слова» будет связано понятие «символа».
Поэтическая символика русской народной песни привлекала к себе внимание ученых еще в 20 веке.
Обращаясь к символике песен, важно отметить тот факт, что поэтическая символика используется по большей части в лирических жанрах фольклора, соответственно, и в народной песне.
Главное назначение таких песен в выражении определенного отношения к фактам и явлениям из бытовой и общественной жизни народа, в показе богатства народной мысли, чувств и переживаний.
Что самое интересное, песенная символика зародилась не в пору древнего анимистического миросозерцания, а гораздо позднее, в период разложения родового строя и зарождения классового феодального общества.
Анализируя символический мир той или иной песни в определенной мере можно судить о ее национально-бытовом и (или) географическом своеобразии. Например, образ розы распространен в украинских песнях, а в русских практически не встречается. Зато образ березы в русских песнях, а особенно в северно-русских районах находит необычайно частое использование.
Сосенка, сосеушка зелененькая!
Чего ты, сосенушка, не зеленая?
- Отчего мне, сосенушке, зеленой-то быть?[5]
(Можно предположить, что данная песня зародилась ближе к северу страны, где хвойные деревья встречаются гораздо чаще).
Получается, что предметом, то есть источником символов является окружающий человека мир природы. Соответственно объектом символизации в русских народных песнях является человек, их чувства, поступки, мысли…
Что легло в основу создания символизации? В основе создания образов-символов лежит сопоставление каких-либо схожих или общих черт и признаков, явлений из окружающего человека мира с предметами и явлениями из человеческой жизни.
Приведем список некоторых образов-символов, которые чаще всего будут являться ключевыми словами:
1. Месяц – символ отца;
2. Солнце – символ матери;
3. Звезды – символ детей;
4. Соловей, дуб, хмель, сокол, селезень, голубь, виноград – символ молодца
5. Пава, серая утица, белая лебедушка и сизая голубка, калина, березка, малина и сладка вишня – девица
6. Серая кукушка – печальная девушка, горькая женская доля
7. Сосна, осина, рябина, груша – женщина
Особенностью образов-символов в русской народной песне является употребление символов попарно, потому что в тексте обычно встречается не менее двух героев (муж – жена, жених – невеста и так далее):
Виноград в саду растет,
Ой, ягода, ягода поспевает.
Виноград – Иван-сударь,
Виноград – Иван Васильевич.
Ой, ягодка – свет-Иринушка,
Ой, ягодка – свет Сергеевна.[6]
Отсюда следует заключение: многие образы-символы природы и явлений персонифицированы. Вместе с этим нужно подчеркнуть, что часто в народных песнях растения оказываются символами каких-то человеческих образов, а употребляются в зависимости от их состояния, выражают различные состояние души, настроение, передают и психологическое состояние героев.
Ученые отмечают, что персонификация возникает главным образом в обрядовой лирике:
Ох, изюмная ягодка расцветала,
Ох, и люли-люли расцветала,
Виноградная вишенька поспевала.[7]
(Песня исполняется на девичнике. В ней изображается идеальный образ жениха, и выражается просьба: чтобы батюшка не гнался за богатством).
В песнях необрядовой лирики поэтические символы чаще обозначают не определенный образ (но это несомненно встречается), а выражают то или иное настроение, определяют эмоциональный колорит:
Что один был зелен сад – и тот засыхает,
Что один был милый друг – и тот отъезжает.[8]
(Для любовных песен типичным является изображение гулянья девушки и молодца по саду, срывание цветков в нем, плетение венков друг другу).
Н.П. Колпакова в «Русской народной бытовой песне» пишет, что два плана человеческих эмоций – радость и горе с их многочисленными оттенками – определяют главное содержание русских народных лирических песен.[9]
- Ты о чем, горька кукушечка,
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.