Классификации народных песен. Лингвистические понятия: ключевые слова, символ, образ, повтор, страница 3

Ты спроси, соловей…[2]

Наличие таких знаков в структуре текста подтверждают поэты и прозаики. Наиболее ярко в этом плане высказывание А. Блока, которое процитировала Николина Н.А в работе «Филологический анализ текста»: «Всякое стихотворение — покрывало, растянутое на остриях слов. Эти слова светятся как звуки. Из-за них существует стихотворение. Тем оно темнее, чем отдаленнее эти слова от текста».[3]

Александр Блок, как мы видим, выделяет в поэтическом тексте особые слова, которые играют в нем конструктивную роль.

Для того, чтобы как-то обозначить подобные знаки в научной литературе, используют различные термины, наиболее распространенным из которых является термин «ключевые слова». Но термин в определенной мере можно считать условным: ключевыми знаками в тексте кроме слов выступают и словосочетания, и даже предложения. Помимо термина «ключевые слова», употребляются еще и различные метафорические термины: «смысловые вехи текста» (введено А. Соколовым), «опорные элементы» (введено В. Одинцовым), «смысловые ядра» (введено А. Лурия), которые отражают функцию определенных знаков, прежде всего в семантической организации текста.

Исходя уже из вышесказанного, мы понимаем, что ключевые слова должны обладать рядом определенных и весьма существенных признаков. Приведем основные и наиболее весомые:

1)  частотность повторяемости и употребления ключевых слов в тексте;

2)  способность ключевого слова свертывать информацию, выраженную целым текстом, объединять «его основное содержание» ;

3)  соотнесенность двух содержательных уровней текста: собственно фактологического и концептуального – и «получение в результате этого соотнесения нетривиального эстетического смысла данного текста».

Последний признак ключевых слов является самым важным. Но нужно учитывать, если в тексте наблюдается высокая степень повторяемости различных лексических единиц, безусловно, являющихся значимыми, это еще не делает их ключевыми в тексте.

Ты полынушка, полынка,

Полынь, травка горькая!

Не я травку сеяла,

Что не я тебя садила,

Не сама-ли ты, злодейка,

Травка уродилася,

По зеленому лужочку

Травка разселилася…

(Ключевыми словами будут слова «полынушка, полынка, полынь», «травка горькая», так как они несут в себе значение горя, страдания и неоднократно повторяются в тексте все песни)[4].

Поэтому в любых художественных текстах наблюдаются частотные повторения личных местоимений, названий мест действия персонажей, глаголов перемещения и конкретного физического действия. Но они не всегда представляют собой знаки: только слова или словосочетания, «сопрягающие» два уровня текстовой информации, которые раскрывают неодномерные, эстетически организованные смыслы, могут считаться ключевыми словами текста. Отсюда и выражаются такие важнейшие признаки ключевых слов: они должны быть многозначными, семантически осложненными.

Ты заря ли моя, заря ль моя, зорюшка,

Ты зачем же, заря, занимаешься,

По белу свету, заря, рассыпаешься?

(Повторение слова «заря» выделяет основной образ и привлекает к нему внимание).

Ключевые слова, не имея четкой фиксации в тексте, могут располагаться, повторяясь, в любой части текста. Исследователи отмечают, что они достаточно часто располагаются в начале произведения, а также достаточно часто функционируют как заглавия. Но эта тенденция проявляется далеко не всегда. Ключевые слова могут по-разному распределяться в текстах, часто не совпадать с заглавием. Ко всему прочему количество ключевых слов также реализуется по-разному. Но их не может быть менее двух.

Лучина, лучинушка березовая

Лучина, лучинушка березовая!

Что же ты, лучинушка, неясно горишь?

Неясно горишь, не вспыхиваешь?

Или ты, лучинушка, в печи не была?

Или ты, лучинушка, не высушена?

Или свекровь лютая водой подлила?

Ключевые слова собирают вокруг себя различные семантические группы: образуют в тексте семантические комплексы: вокруг них собираются аналогичные им единицы, слова, которые связаны с ним ассоциативно, однокоренные слова, их повтор часто неслучайный.