Касаясь вопроса о ритме русской песни, учтем тот факт, что они не распределяются правильно на равномерные части, чего требует ритмический принцип организации музыкальных произведений. Это связано с постоянными изменениями в русском.
Достаточно сложно четко разделить песни на такты, обычно их делят на полустишия: чем древнее текст, тем проще его разделить на ровные полустишия.
Ю.Н. Мельгунов (русский пианист, музыкальный теоретик, фольклорист, живший в 19 веке) считал, что в ритме народных песен отражены древнегреческие законы стихосложения, утверждал, что нет музыки, которая так точно соответствовала бы законам древнегреческой ритмике, как русская народная песня (но данное мнение не имеет научных оснований).
Существует много классификаций русской народной песни, но несколько из них считаются более стройными.
Первая классификация принадлежит известному знатоку и собирателю русских песен П.В. Шейну (был известным этнографом и лингвистом, собиратеемь великорусских и белорусских песен, знатоком быта и говоров Северо-Западного края). Он разделил свое собрание великорусских песен (около трех тысяч) на две группы по отношению к двум сторонам жизни крестьянина: личной и общественной.
1. Песни, в которых отражены основные моменты жизни человека (рождение, женитьба, смерть – в пределах семьи, волости).
2. Песни, в которых отражена общественная и государственная жизнь.
Вторая классификация принадлежит Лопатину Н.М. Он делит все русские песни на два разряда, исключая из них былины:
1. Лирические песни (сюда же включаются и большинство исторических песен);
2. Обрядовые песни (свадебные, хоровые, игровые песни).
Минус последней классификации в том, что лирический и личный элемент, к примеру, присущ и обрядовой песне.
Классификация В.Я. Проппа является теоретическим обоснованием распределения песен, предпринятого им в сборнике «Народные лирические песни» (1961), и подкупает своей фундаментальностью и детальной разработанностью.
Классификация народных песен, исходя из «поэтической системы» (особенности содержания и художественной формы). Пропп выделяет три больших группы:
1. Песни крестьян, ведущих земледельческий труд;
2. Песни крестьян, оторвавшихся от земледельческого труда;
3. Песни «рабочих»[1];
По форме исполнения Пропп делит народные песни на два вида:
1. Песни, которые исполняются в сопровождении различных телодвижений;
2. Песни, которые исполняются только одним голосом.
Та форма русской народной песни, которую мы видим сейчас, родилась в результате длительного процесса изменений. Всю свою жизнь песня испытывает влияние не только времени, но и мировоззрения людей, исторических событий. Мы никогда не сможем узнать первоначальный вариант народной песни, потому что она передавалась из уст в уста, из поколения в поколение.
Н.А. Николина в известном труде «Филологический анализ текста» рассуждает о знаках, которые появляются в художественных текстах и несут особый смысл. Такие слова он называет «ключевыми» или «доминантой».
Народная песня, как уже говорилось выше, может иметь несколько вариантов, так как передавалась устно, к тому же формы песен, которые мы видим сейчас могут коренным образом отличаться от оригинала, который родился, возможно, несколько сотен лет назад.
Но при этом в тексте песни сохраняются слова, которые имеют весомое значение. Такие слова выстраивают структуру песни и помогают передать авторское отношение (конкретнее: отношение группы авторов и редакторов). Ключевые слова песни (да и любого другого произведения) – определенный каркас, на котором держится как форма, так и содержание.
Для того, чтобы выделить значимые для понимания произведений интонаций, образов, символов, смыслов, используются повторы, функции которых многообразны.
Приведем примеры из песен, где идет явное повторение ключевых слов.
Соловей мой, соловьюшка,
Соловей мой, родной бвтюшка!
Полети, мой соловеюшка,
На родимую сторонушку,
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.