По ряду других вопросов среди анархистов нет единства, на разные проблемы они смотрят по-разному:
- частная собственность и рыночные отношения: от полной их ликвидации и обобществления средств производства (анархо-коммунизм) до сохранения свободного рынка при ликвидации государства (анархо-капитализм);
- религия, её роль в жизни общества (традиционно анархизм считается атеистическим, но вместе с тем существуют и религиозные анархические учения);
- роль нации (существует такое неоднозначное течение, как национал-анархизм, критикуемое как с левых, так и с правых позиций; некоторые исследователи считают, что это лишь новая форма распространения фашистских идей[3]);
- необходимость насилия (от полного неприятия насилия (вплоть до «непротивления злу») до оправдания целью средств) и др.
- существует также совокупность анархических течений под общим названием «анархо-примитивизм»; анархо-примитивисты видят корень зла в науке и цивилизации, причём они могут осуждать не только индустриальную революцию, но даже неолитическую революцию, предлагая взамен возврат к дикости.
Течений в анархизме, как и дискуссий вокруг него, великое множество, и данная работа не ставит перед собой цель охарактеризовать их все.
Следует подчеркнуть принципиальное отличие анархических учений от остальных политических учений. Если другие политические учения изучают сущность понятий «власть», «государство», дают рекомендации о том, как управлять государством и т.п., то анархические учения критикуют сами по себе феномены государства и власти, предлагая не новый принцип осуществления властных отношений, а полное отсутствие таковых; необходима скачкообразная перестройка в обществе, рушащая устоявшиеся институты. К примеру, Кропоткин в своей незавершённой рукописи «Что такое анархия?» придавал ей следующее определение: «Анархия – это учение, которое стремится к полному освобождению человека от ига Капитала и Государства». Он был уверен: рабочий должен не захватить власть в государстве, а свергнуть его устои, создав в итоге свободное соединение общин на основах взаимного договора[4].
1.2. Из истории анархических учений
Идеи анархизма возникли ещё в древности, в т.ч. в древнекитайской и древнегреческой философии[5]. Присутствуют они и в Библии, что повлияло на возникновение такого течения, как христианский анархизм[6, p. 2-4]. Первым современным мыслителем, систематически изложившим анархическое мировоззрение, был английский политический философ Уильям Годвин[5]; первым же человеком, прямо назвавшим себя анархистом, был Пьер Жозеф Прудон[7, с. 293], именно ему приписывают изречение «Анархия – мать порядка». В России первым подобные идеи высказывал А.И. Герцен. С Прудоном лично был знаком М.А. Бакунин, один из виднейших теоретиков русского анархизма. Другим известным анархистом был князь Пётр Алексеевич Кропоткин. Вдвоём с Бакуниным они существенно повлияли на политически активную молодёжь с 70-х годов XIX века и последующих десятилетий, вплоть до окончания гражданской войны в России, в которой одной из воюющих сил было крестьянское повстанческое движение под руководством анархо-коммуниста Нестора Ивановича Махно, известного также как «батько Махно». После гражданской войны анархические течения в России практически исчезли с установлением сталинской диктатуры[8, с.210-226]. Сейчас же интерес к анархизму возрождается.
2. РАЗДЕЛ 1. М.А. Бакунин, «Государственность и анархия»
2.1. Краткая биография
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.