По степени обоснованности, концентрации и согласованности усилий анализ и оценка организаций должны учитывать вовлеченность и профессионализм работников, использование объективной информации, процессного подхода, установления взаимовыгодных отношений со всеми заинтересованными сторонами и рассмотрение организации как системы. Ситуационный подход должен учитывать особенности деятельности организации и её позиции на рынке. Различают внешние факторы и внутренние характеристики организации. К внешним факторам относят потребителей, поставщиков, конкурентов, социальные факторы, государственное регулирование и другие факторы, оказывающие влияние на деятельность организации. Так организации сферы сервиса, оказывающие услуги, и рассматривающие услугу как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя и как результат собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя, имеют отличительные признаки от предприятий производящих товары.
Комплексный подход позволяет рассматривать в комплексе все ситуационные переменные и все функции управленческого процесса.
Для оценки эффективности деятельности предприятий и перспектив их развития важным является выбор показателей, которые соединяли бы в себе не один, а несколько взаимосвязанных критериев. Обычно сворачивание нескольких критериев в один обобщенный определяется типом объективно существующих зависимостей между ними. Различают аддитивные, мультипликативные, функциональные и статистические зависимости между критериями.
Общая результирующая оценка качества управления организацией Q по моделям, как правило, находится как линейная свертка соответствующих единичных показателей, взвешенных в соответствии с приоритетами заинтересованных сторон:
(1.1.)
где: а, - весовой коэффициент i-ro единичного показателя;
q, - нормированное значение i-ro единичного показателя, п - число анализируемых показателей.
Вместе с тем, несмотря на возможности акцентирования важности тех или иных аспектов деятельности организации с помощью весовых коэффициентов, результатом оценки, все-таки, остается линейная свертка. Результаты свертки не позволяют учитывать степень достижения наиболее важных показателей по сравнению с конкурентами, корреляционные зависимости между взаимосвязанными показателями, например, такими как степень соответствия организационной структуры и структуры процессов, протекающих в организации, динамические показатели, наличие и степень использования обратных измерительных и коммуникативных связей и многое другое.
Одним из наиболее ответственных бизнес-процессов предприятия является бизнес-процесс подразделения закупок. Модель бизнес-процесса «Закупки» ЗАО «АКОМ», представленного в соответствии с разработанной методикой, представлена на Рисунок 1.
Рисунок 1. Модель бизнес-процесса отдела «Закупки» ЗАО «АКОМ»
Каждый элемент в модели процессов описывается вектором параметров, включающий
- наименование функции, выполняемой элементом;
- классификационный код, отражающий вид деятельности, из множества классов деятельности {f};
Ci - стоимость управления i-й функцией;
ti - время выполнения;
Kri- коэффициент, характеризующий готовность выполнения функции;
Ri -коэффициент, характеризующий степень квалификации (качество) выполнения функции;
Kxij- коэффициенты входов, характеризующие относительные доли (вклад) каждого из j входов при наличии нескольких входов, £Kxj =1;
Kyj коэффициенты выходов, характеризующие относительные доли (вклад) каждого из j выходов при наличии нескольких выходов, £ICyj =1;
Матрица достижимостей процесса «Закупки» ЗАО «АКОМ» представлена в Таблица 2.
Таблица 2. Матрица достижимостей процесса отдела «Закупки»
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.