Методы и алгоритмы анализа и синтеза организационных структур, страница 5

По степени обоснованности, концентрации и согласованности усилий анализ и оценка организаций должны учитывать вовлеченность и профессионализм работников, использование объективной информации, процессного подхода, установления взаимовыгодных отношений со всеми заинтересованными сторонами и рассмотрение организации как системы. Ситуационный подход должен учитывать особенности деятельности организации и её позиции на рынке. Различают внешние факторы и внутренние характеристики организации. К внешним факторам относят потребителей, поставщиков, конкурентов, социальные факторы, государственное регулирование и другие факторы, оказывающие влияние на деятельность организации. Так организации сферы сервиса, оказывающие услуги, и рассматривающие услугу как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя и как результат собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя, имеют отличительные признаки от предприятий производящих товары.

Комплексный подход позволяет рассматривать в комплексе все ситуационные переменные и все функции управленческого процесса.

Для оценки эффективности деятельности предприятий и перспектив их развития важным является выбор показателей, которые соединяли бы в себе не один, а несколько взаимосвязанных критериев. Обычно сворачивание нескольких критериев в один обобщенный определяется типом объективно существующих зависимостей между ними. Различают аддитивные, мультипликативные, функциональные и статистические зависимости между критериями.

Общая результирующая оценка качества управления организацией Q по моделям, как правило, находится как линейная свертка соответствующих единичных показателей, взвешенных в соответствии с приоритетами заинтересованных сторон:

                                     (1.1.)

где: а, - весовой коэффициент i-ro единичного показателя;

q, - нормированное значение i-ro единичного показателя, п - число анализируемых показателей.

Вместе с тем, несмотря на возможности акцентирования важности тех или иных аспектов деятельности организации с помощью весовых коэффициентов, результатом оценки, все-таки, остается линейная свертка. Результаты свертки не позволяют учитывать степень достижения наиболее важных показателей по сравнению с конкурентами, корреляционные зависимости между взаимосвязанными показателями, например, такими как степень соответствия организационной структуры и структуры процессов, протекающих в организации, динамические показатели, наличие и степень использования обратных измерительных и коммуникативных связей и многое другое.

2.4 Синтез, оценка и выбор организационной структуры управления подразделением на примере ЗАО «АКОМ»

Одним из наиболее ответственных бизнес-процессов предприятия является бизнес-процесс подразделения закупок. Модель бизнес-процесса «Закупки» ЗАО «АКОМ», представленного в соответствии с разработанной методикой, представлена на Рисунок 1.

Рисунок 1. Модель бизнес-процесса отдела «Закупки» ЗАО «АКОМ»

Каждый элемент в модели процессов описывается вектором параметров, включающий

- наименование функции, выполняемой элементом;

- классификационный код, отражающий вид деятельности, из множества классов деятельности {f};

 Ci - стоимость управления i-й функцией;

ti - время выполнения;

Kri- коэффициент, характеризующий готовность выполнения функции;

Ri -коэффициент, характеризующий степень квалификации (качество) выполнения функции;

Kxij- коэффициенты входов, характеризующие относительные доли (вклад) каждого из j входов при наличии нескольких входов, £Kxj =1;

 Kyj коэффициенты выходов, характеризующие относительные доли (вклад) каждого из j выходов при наличии нескольких выходов, £ICyj =1;

Матрица достижимостей процесса «Закупки» ЗАО «АКОМ» представлена в Таблица 2.

Таблица 2. Матрица достижимостей процесса отдела «Закупки»