Второй динамический метод оценки эффективности вложений капитала на основе расчета индекса доходности (I). Он интересен тем, что с помощью его можно сравнивать два проекта и выбирать из них более эффективный.
∑= +
=
n
i 1
n
э
:) К
(1 r)
П
I ( (17) где Пэ – экономическая прибыль за 1-ый год, 2-ой год и последующий год внедрения 36
проекта, (руб);
r – ставка дисконтирования (норма прибыли), (%); п – количество шагов расчета, срок жизни проекта, (лет);
К – сумма вложений капитала по проекту, (руб).
Если в результате расчета I > 1, то проект привлекателен, его следует принять к реализации;
Если в результате расчета I < 1, то проект следует отвергнуть;
Если в результате расчета I = 0, то проект не следует принимать, прибыль нулевая.
По индексу доходности можно выбрать из двух проектов наиболее эффективный: чем больше индекс доходности, тем более привлекателен проект.
Определяется срок окупаемости – это время, за которое сделанные инвестором вложения возместятся экономической прибылью. Срок окупаемости с учетом дисконтирования будущих доходов можно определить по формуле:
I
n
О = (18) где п – срок жизни проекта лет, принятых в расчете индекса доходности;
I – полученный в результате расчета индекс доходности.
Исчисленные сроки окупаемости и коэффициенты эффективности капитальных вложений сопоставляют с нормативными показателями.
Согласно типовой методике определения экономической эффективности капитальных вложений и новой техники нормативные коэффициенты по отдельным отраслям должны быть установлены не менее 0,15—0,30, что соответствует срокам окупаемости не более 3—7 лет.
Если в результате внедрения какого-либо мероприятия сокращается количество подвижного состава (при осуществлении того же объема перевозок), то экономия на капитальных вложениях, приведенных к эксплуатационным затратам, определяется по формуле:
ЭК = А⋅СТ
⋅ Е , (19) где А – количество высвобождаемых автомобилей;
СТ – стоимость одного автомобиля (руб);
Е – коэффициент эффективности капитальных вложений.
После этого экономию на капитальных вложениях можно складывать с годовой экономией по эксплуатационным затратам (так как капитальные вложения в данном случае также отнесены на год).
При механизации и автоматизации производства рекомендуется исходить из сроков окупаемости капитальных вложений и коэффициентов эффективности, приведенных в
Приложении 1.
Цены на машины и оборудование определяют по соответствующим прейскурантам, а на гаражное оборудование — по прейскуранту оптовых цен на гаражное оборудование.
При определении годовой экономии or внедрения новой техники за базу исчисления, т. е. за исходный вариант, с которым производится сопоставление, надо принимать фактические показатели автотранспортных предприятий и при этом исходные показатели брать с таким же годовым объемом перевозок, который обеспечивается после внедрения новой техники. Если реконструкция автотранспортного предприятия и применение новой техники приводят к увеличению годового объема перевозок, то к исходным показателям по капитальным затратам должны быть добавлены дополнительные затраты в основные и оборотные фонды, которые потребовались бы для доведения годового объема перевозок до нового уровня. Соответственно должны быть скорректированы и показатели по себестоимости перевозок.
В качестве дополнительных факторов при определении экономической эффективно- 37
сти мероприятий, улучшающих транспортный процесс, ускоряющих доставку грузов и повышающих качество осуществления перевозок, следует учитывать экономию от ускорения оборачиваемости оборотных фондов и сокращения потерь груза при перевозке. Эту экономию можно определить лишь для конкретных перевозок, когда известны род и цена груза.
Можно исчислить годовую экономию от ускорения оборачиваемости оборотных фондов в связи с сокращением срока доставки груза по следующей формуле:
100
5 Н С Д
ЭОБ
⋅ ⋅ ⋅
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.