Экономика автотранспортного предприятия . Рабочая программа по дисциплине. Рекомендации по самостоятельной работе студентов, страница 20

Второй динамический метод оценки эффективности вложений капитала на основе расчета индекса доходности (I). Он интересен тем, что с помощью его можно сравнивать два проекта и выбирать из них более эффективный.

∑= +

=

n

i 1

n

э

:) К

(1 r)

П

I ( (17) где Пэ – экономическая прибыль за 1-ый год, 2-ой год и последующий год внедрения  36

проекта, (руб);

r – ставка дисконтирования (норма прибыли), (%); п – количество шагов расчета, срок жизни проекта, (лет);

К – сумма вложений капитала по проекту, (руб).

Если в результате расчета I > 1, то проект привлекателен, его следует принять к реализации;

Если в результате расчета I < 1, то проект следует отвергнуть;

Если в результате расчета I = 0, то проект не следует принимать, прибыль нулевая.

По индексу доходности можно выбрать из двух проектов наиболее эффективный: чем больше индекс доходности, тем более привлекателен проект.

Определяется срок окупаемости – это время, за которое сделанные инвестором вложения возместятся экономической прибылью. Срок окупаемости с учетом дисконтирования будущих доходов можно определить по формуле:

I

n

О = (18) где п – срок жизни проекта лет, принятых в расчете индекса доходности;

I – полученный в результате расчета индекс доходности.

Исчисленные сроки окупаемости и коэффициенты эффективности капитальных вложений сопоставляют с нормативными показателями.

Согласно типовой методике определения экономической эффективности капитальных вложений и новой техники нормативные коэффициенты по отдельным отраслям должны быть установлены не менее 0,15—0,30, что соответствует срокам окупаемости не более 3—7 лет.

Если в результате внедрения какого-либо мероприятия сокращается количество подвижного состава (при осуществлении того же объема перевозок), то экономия на капитальных вложениях, приведенных к эксплуатационным затратам, определяется по формуле:

ЭК = А⋅СТ

⋅ Е , (19) где А – количество высвобождаемых автомобилей;

СТ – стоимость одного автомобиля (руб);

Е – коэффициент эффективности капитальных вложений.

После этого экономию на капитальных вложениях можно складывать с годовой экономией по эксплуатационным затратам (так как капитальные вложения в данном случае также отнесены на год).

При механизации и автоматизации производства рекомендуется исходить из сроков окупаемости капитальных вложений и коэффициентов эффективности, приведенных в

Приложении 1.

Цены на машины и оборудование определяют по соответствующим прейскурантам, а на гаражное оборудование — по прейскуранту оптовых цен на гаражное оборудование.

При определении годовой экономии or внедрения новой техники за базу исчисления, т. е. за исходный вариант, с которым производится сопоставление, надо принимать фактические показатели автотранспортных предприятий и при этом исходные показатели брать с таким же годовым объемом перевозок, который обеспечивается после внедрения новой техники. Если реконструкция автотранспортного предприятия и применение новой техники приводят к увеличению годового объема перевозок, то к исходным показателям по капитальным затратам должны быть добавлены дополнительные затраты в основные и оборотные фонды, которые потребовались бы для доведения годового объема перевозок до нового уровня. Соответственно должны быть скорректированы и показатели по себестоимости перевозок.

В качестве дополнительных факторов при определении экономической эффективно- 37

сти мероприятий, улучшающих транспортный процесс, ускоряющих доставку грузов и повышающих качество осуществления перевозок, следует учитывать экономию от ускорения оборачиваемости оборотных фондов и сокращения потерь груза при перевозке. Эту экономию можно определить лишь для конкретных перевозок, когда известны род и цена груза.

Можно исчислить годовую экономию от ускорения оборачиваемости оборотных фондов в связи с сокращением срока доставки груза по следующей формуле:

100

5 Н С Д

ЭОБ

⋅ ⋅ ⋅