Экономика автотранспортного предприятия . Рабочая программа по дисциплине. Рекомендации по самостоятельной работе студентов, страница 16

При определении экономической эффективности выбора вида транспорта (железнодорожного, автомобильного, водного) транспортные издержки по каждому из вариантов определяются как сумма расходов на перевозки, погрузочно-разгрузочные и перегрузочные операции, хранение в пути следования, на промежуточных складах, экспедирование от склада грузоотправителя до склада грузополучателя.

Экономическую эффективность в целом по автотранспортному предприятию от внедрения группы мероприятий определяют, когда внедрение этих мероприятий совпадает по времени. При выполнении таких проектов необходимо указать степень влияния (в %) каждого внедренного мероприятия в общей сумме экономии.

7.2. Методологический подход при проектировании инноваций на автомобильном транспорте

31

Одним из показателей эффективности является срок окупаемости капитальных вложений. Это период времени (выраженный в количестве лет) от начала финансирования до момента, когда сумма капитальных вложений (или инвестиций) сравняется с суммарным объемом прибыли и начисленной амортизации (или так называемой дисконтированной экономической прибыли).

По проектам, основой которых являются инновации эксплуатационного процесса, необходимо производить расчеты по нескольким вариантам. Предпочтение должно быть отдано тому из технических вариантов, осуществление которого характеризуется меньшим сроком окупаемости капитальных вложений. При сопоставлении двух вариантов, дающих одинаковый эффект, следует выбрать тот, который имеет больший коэффициент эффективности.

При определении эффективности мероприятия нельзя ограничиваться только этими показателями, необходимо проанализировать увеличение объема производства, улучшения качества продукции, рост производительности труда, повышение фондоотдачи, уменьшение расхода материалов и потребности в оборотных средствах, то есть проанализировать технико-экономические показатели проекта.

Обязательно следует учесть, что экономическую эффективность любого мероприятия определяют с учетом изменения лишь тех факторов, которые непосредственно зависят от внедряемого мероприятия. Например, при внедрении поточных линий технического обслуживания, агрегатно-участковой системы обслуживания и других мероприятий, за счет которых повышается коэффициент технической готовности и коэффициент выпуска парка, необходимо за исходное (базовое) значение этих показателей принимать их расчетные значения, учитывающие изменение лишь тех простоев, которые непосредственно зависят от внедряемого мероприятия (т.е. простои в техническом обслуживании, ремонте, ожидании их). Все остальные простои (без водителей, без шин, из-за бездорожья и т.д.) должны быть приняты в базовом и сравниваемом варианте одинаковыми (по отчетным данным).

При проведении расчетов по внедрению новых мероприятий, связанных с отдельным видом технического обслуживания и ремонта, в тех случаях, когда нельзя выделить отдельно затраты по каждому виду обслуживания, можно условно пользоваться установленным в нормативах процентным распределением затрат по видам обслуживания.

При внедрении мероприятий, связанных с применением математических методов, необходимо сопоставлять показатели и затраты, изменяющиеся в связи с внедрением этих мероприятий не только по объему перевозок (парку автомобилей), охваченных рассматриваемым мероприятием, но и в целом по АТП, так как отбор перевозок для увязки ездок может изменить показатели работы всего подвижного состава.

7.3. Порядок выполнения расчетов экономической эффективности

Выполнение экономических расчетов целесообразно производить в следующей последовательности:

1 Приводятся основные технико-экономические показатели работы автотранспортного предприятия, для которого разрабатывается проект.

2 На основе анализа результатов деятельности предприятия формулируются предлагаемые новации и направления ожидаемых усовершенствований от проектируемого мероприятия.

3 Приводятся характеристики и параметры действующих технологий, с отражением цифровым материалом.