Цель и задачи научно-исследовательской работы. Структура НИР, страница 8

          Существует множество подходов к оценке качества образовательных услуг, но имеющиеся методики не носят нормативного  характера (т.е. нет «правильной» методики, обязательной к использованию). Поэтому вполне допустимо сформировать еще одну методику, которая будет более полно учитывать качество образовательных услуг и поэтому оценка будет более адекватной.

          Как показывает проведенный анализ, существующие методики оценки качества образовательных услуг не учитывают некоторые важные критерии и показатели. Исследование, которое предполагается выполнить, позволит решать задачу оценки качества образовательных услуг более эффективно.

Цель исследования

Цель – образ будущего, что мы хотим получить при проведении научного исследования.

Для ранее использованного примера «Качество образования» цель исследования может быть сформулирована следующим образом:

Выявить критерии и показатели для адекватной оценки качества образовательной услуги ее получателями.

Объект и предмет исследования

Объект исследования  – некоторая совокупность, процессы или явления, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.

Существуют варианты определения объекта и предмета:

·  Объект и предмет соотносятся как целое и часть. Объект – шире, предмет – уже, находится в границах объекта. Предмет определяет тему исследования

·  Объект – некоторая совокупность вещей, процессов, явлений, а предмет - то, что у них изучается.

Для ранее использованного примера «Качество образования» объект и предмет исследования могут быть сформулированы следующим образом:

Объект исследования: качество образовательных услуг в области экономики, менеджмента и юриспруденции

Предмет исследования -  критерии и показатели для адекватной оценки качества

Гипотеза исследования

Гипотеза – предполагаемое решение задачи. Требования к гипотезе: не должна содержать понятий, которые не уточнены; должна быть проверяема при помощи имеющихся методов. В процессе исследования гипотеза может быть как подтверждена, так и опровергнута.

Схема формирования гипотезы:

Если …….., то …………

Для ранее использованного примера «Качество образования» гипотеза  может быть сформулирована следующим образом:

Если в качестве критериев качества образовательной услуги использовать  уровень оплаты труда выпускника вуза и динамику вертикальной карьеры, то оценка по этим критериям будет наиболее адекватной.

Методика исследования

Методика характеризует методы, условия и объекты исследовательских действий.

В качестве методов могут использоваться логический и системный анализ имеющейся информации, построение моделей: логической, графической, математической и др. (кабинетное исследование), опрос экспертов с помощью анкет, интервью, проведения мозговой атаки и др. методами (полевое исследование).

Для ранее использованного примера «Качество образования» методика исследования может быть сформулирована следующим образом:

Используются логический анализ имеющейся информации, логическое моделирование (соотношение понятий «качество», «качество образования», «качество образовательной услуги», «образование», «высшее профессиональное образование», «образовательная услуга»;  «услуга», образовательная услуга»)

Научная новизна***

Новизна может быть субъективной (для самого исследователя) и объективной (новизна для общества).

Познавательные ситуации, благоприятные для получения нового знания:

·  Изучение всем известного на уровне здравого смысла явления или процесса научными методами и превращение его в научно установленный факт

·  Изучение уже известного в науке явления на новом экспериментальном материале

·  Переход от качественного описания известных в науке фактов к их точно определяемой количественной характеристике

·  Изучение известного явления или объекта более совершенными методами