Цель и задачи научно-исследовательской работы. Структура НИР, страница 5

·  Финитизация задачи исследования***. Предполагает формулирование окончательного результата решения исследовательской задачи. Таким результатом может быть: анализ данных, анализ позиций различных авторов, разработка системы взглядов, доказательство некоторого положения, разработка методики, разработка показателя или системы показателей, разработка концепции (системы взглядов) и другие.

Действие

Результат

Пример

Тема:Качество образования

Финитизация задачи

Формулирование окончательного результата решения исследовательской задачи

В результате выполнения научного исследования должен быть определен состав критериев и показателей для разработки методики, позволяющей количественно оценить качество образовательной услуги

2. Построение задачи исследования. Этот элемент формирования задачи исследования предполагает ее более глубокое осмысление и предполагает выполнение следующих действий:

·  Композиция задачи***.Строится предполагаемая последовательность (логика) решения задачи, перечисляются выполняемые действия. Последовательность должна быть хорошо продумана (4-5 выполняемых действий: анализ, оценка состояния, предложения, опробывание, выводы).

Действие

Результат

Пример

Тема:Качество образования

Композиция задачи

Построение последовательности (логики) решения задачи

Для данного примера:

● Исследовать имеющиеся подходы и методики оценки качества, показать их ограниченность.

● Предложить новые критерии или показатели для оценки качества образовательной услуги

● Разработать методы оценки показателей, их интегрирования, последовательность действий при оценке

·  Локализация задачи.  Предполагает установление рамок для ее решения. Например, исследование выполняется для определенного временного промежутка, для определенной категории объектов, для определенной сферы деятельности и т.п.  Желательно пояснить, почему вводятся такие ограничения (недостаток материала, недостаток возможностей для исследования, доступа к информации и т.п.)

Действие

Результат

Пример

Тема:Качество образования

Локализация задачи

Установление рамок для ее решения. Рамки определяются исходя из поставленной задачи (см. «Словесная формулировка)

Первая «рамка». По образовательному цензу: задача должна быть решена для условий высшего профессионального образования.

Вторая «рамка». По отраслевому признаку: экономические и юридические вузы.

Третья «рамка». По субъекту оценки: качество оценивает выпускник вуза.

Четвертая «рамка». По трудоемкости оценки: система должна быть простой и понятной.

3. Оценка задачи  исследования. На этом этапе выполняются следующие действия:

·  Кондификация задачи***. Это действие предполагает выявление всех условий для решения задачи, в том числе методов, средств, приемов, методик. Необходимо перечислить, какие методы средства и возможности собирается использовать исследователь (в пределах разумного). Например, анализ литературных источников, опрос сотрудников организации, опрос исследователей и экспертов, использование результатов опросов, выполненных другими исследователями или организациями

Действие

Результат

Пример

Тема:Качество образования

Кондификация

Выявление всех условий для решения задачи, в том числе методов, средств, приемов, методик

Имеется информация на сайтах вузов. Возможны экспертные оценки. Имеется доступ к информации зарубежных вузов. Возможно проведение опросов и анкетирования, получение данных от работодателей