Цель и задачи научно-исследовательской работы. Структура НИР, страница 6

·  Когнификация задачи***. Предполагает выяснение степени проблемности, соотношения известного и неизвестного в той информации, которую требуется использовать для решения задачи

Действие

Результат

Пример

Тема:Качество образования

Когнификация

Выяснение степени проблемности задачи

Задача является достаточно проблемной, поскольку общепринятых критериев  оценки качества образовательной услуги нет. Качество каждый понимает по-своему: преподаватель, руководство образовательного учреждения, учащийся, кадровые службы, непосредственные работодатели. Кроме того, любое качество вообще оценить непросто, а часто это просто субъективая оценка. Поэтому возможна многовариантность подходов, показателей, критериев.

·  Квалификация задачи. Предполагает отнесение задачи к одному из трех видов: оценочная (оценка типа «хорошо-плохо», «много-мало» или разработка инструментов для такой оценки), моделирующая (разработка модели: как надо поступать, как следует действовать), концептирующая (разработка концепции, системы взглядов: существует ли «это», как «это» понимать, как к «этому» относиться: «это» в данном случае объект исследования)

Действие

Результат

Пример

Тема:Качество образования

Квалификация

Отнесение задачи исследования к  определенному типу

Оценочная задача, поскольку разрабатываются критерии и показатели для методики оценки

4. Обоснование задачи. На этом этапе выполняются следующие действия:

·  Конектизация***. Предполагает установление связей данной задачи с другими задачами из данной области исследований (в нашем случае - связи с другими задачами из менеджмента). Наличие таких связей показывает, что решение данной задачи вносит вклад в повышение методического уровня менеджмента. Надо просто подумать, с какими задачами менеджмента связана решаемая в рамках курсовой НИР исследовательская задача.  

Действие

Результат

Пример

Тема:Качество образования

Конектизация

Установление ценностных, содержательных и генетических связей данной задачи с другими

Разработка критериев и показателей оценки качества образовательной услуги связана с повышением адекватности выбора учебного заведения. Задача исследования связана с проблемой определения качества слабо формализуемых объектов. Понятие качества образовательной услуги требует также своего философского осмысления.

·  Актуализация. Предполагает приведение доводов в пользу реальности задачи, ее постановки и решения. Следует написать, почему, по мнению студента, формируемая задача исследования выполнима. Например, потому, что подобные задачи уже успешно решались, и  студенту известны такие случаи. Актуализация задачи исследования предполагает некоторую осведомленность в теме, которая достигается путем работы с литературой или общения с экспертами

Действие

Результат

Пример

Тема:Качество образования

Актуализация

Предполагает приведение доводов в пользу реальности задачи, ее постановки и решения

Задача исследования представляется вполне реальной: большинство субъектов оценки  качества образовательной услуги имеют представление о критериях такой оценки, только эти критерии слабо формализованы. Формализация критериев с помощью системы показателей вполне реальна