Подавляющее количество социологических исследований проводится методами опроса. Этот факт свидетельствует как об их неоспоримых преимуществах перед другими методами, так и о некотором увлечении опросами, преувеличении их кажущейся простоты и эффективности [1, c. 4-5].
Понятие «социологический опрос» является собирательным для целой совокупности методов сбора первичной социологической информации приемами прямого или опосредованного общения с группами людей (респондентов). Социологические опросы являются наиболее широко применяемыми методами исследования, поэтому именно с ними чаще всего отождествляются социологические исследования вообще [1, c. 9].
Социологические опросы, как показывает опыт, могут очень многое: узнать мнение большинства населения, предсказать исход политических выборов, объяснить массовое недовольство населения или, напротив, повальное увлечение сомнительным товаром, эстрадной звездой, религиозной идеей [3, c. 14].
Так же, кроме социологии опрос успешно используется в других областях: статистике (структуры населения, бюджетов потребления, времени и т.д.); журналистике (различные виды интервью); педагогике (как средство контроля); врачебной практике (как средство диагностики); юриспруденции (опросы свидетелей); психологии и т.д. [7, c. 87].
В основе метода опроса лежит совокупность вопросов, предлагаемых опрашиваемому (респонденту), ответы которого и образуют необходимую исследователю информацию. В любом варианте опрос представляет собой одну из наиболее-сложных разновидностей социально-психологического общения. Связь между главными его участниками — исследователем и респондентом — обеспечивается с помощью различных промежуточных звеньев, влияющих на качество получаемых данных [5, c. 261].
По мнения Е. П. Тавокина, широкое использование метода опроса обусловлено его очевидными достоинствами:
· организационная четкость и относительная простота (опрос всегда организовать легче любого другого способа получения информации);
· относительная дешевизна;
· конкретность, содержательность и стандартность получаемых с его помощью сведений;
· уникальность (он позволяет получать информацию, которая недоступна другим методам);
· оперативность (при анкетировании);
· эффективное использование формальных и технических средств обработки получаемых материалов [7, c. 87].
Имеются у метода опроса и недостатки. Связаны они, главным образом, с факторами, негативно влияющими на качество получаемых с его помощью сведений:
· влияние респондента (уровень его образования, культуры, свойства памяти, психики, отношение к организации или человеку, проводящими опрос, и т.п.);
· влияние самого исследователя (качество разработки опросника, профессионализм анкетера или интервьюера);
· влияние внешних факторов (посторонние лица, неудачное время и место опроса, плохая организация самой процедуры и т.п.) [7, c. 87].
Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы.
1) Анкетный опрос или же анкетирование предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с самим собой, либо в присутствии анкетера.
Данный вид опроса целесообразен в двух случаях: а) когда нужно опросить большое число респондентов за относительно короткое время; б) когда респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник [3, c. 22].
По В. А. Ядову, анкетные вопросы классифицируются прежде всего по содержанию и конструкции задаваемых вопросов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.