Федеральное агентство по образованию
Саратовский государственный технический университет
Кафедра технической кибернетики и информатики
Контрольная работа
по дисциплине
Теория автоматического управления
Выполнил
студент группы УИТ-21
Никандров П.Д.
Проверил
Садомцев Ю.В.
Саратов 2011
Содержание
Техническое задание на проектирование. 3
1. Синтез и анализ непрерывной модели управления. 6
1.1. Составление математической модели объекта управления. 6
1.2. Исследование на управляемость и наблюдаемость. 7
1.3. Составление структурной схемы.. 8
1.4. Исследование возможности решения задачи с помощью простейшего статического регулятора. 10
1.4.1. Построение области устойчивости. 10
1.4.2. Построение области требуемой точности. 12
1.4.3. Построение области требуемого быстродействия. 13
1.5. Исследование возможности решения задачи с помощью динамического регулятора. 15
1.6. Анализ замкнутой системы управления с непрерывным регулятором.. 17
2. Синтез и анализ дискретной модели управления. 18
2.1. Составление структурной схемы дискретной системы.. 18
2.2. Составление и анализ замкнутой непрерывно-дискретной системы.. 19
Литература. 20
Приложения. 21
Техническое задание на проектирование
Система предназначена для стабилизации скорости вращения двигателя постоянного тока, работающего при изменяющемся моменте сопротивления нагрузки.
Функционально-принципиальная схема системы представлена на рис.1.
Система состоит из двигателя (Д), работающего на изменяющуюся нагрузку (Н), усилителя мощности, в качестве которого используется генератор (Гm), дополнительного генератора (Г0) и регулятора (Р).
На вход регулятора поступает сигнал пропорциональный разности заданной скорости стабилизации и действительной скорости вращения нагрузки w, которая измеряется с помощью тахогенератора (ТГ). Кроме того, на регулятор могут подаваться: сигнал c делителя R1, R2, пропорциональный напряжению генератора Гm и сигнал , пропорциональный разности заданного тока якоря и действительного тока , измеряемого с помощью резистора .
Система работает следующим образом. При номинальной нагрузке вал двигателя вращается с заданной скоростью под действием напряжения с генератора Г0. При этом напряжение с тахогенератора равно по величине и противоположно по знаку напряжению задатчика , и с выхода сумматора сигнал равен нулю. Кроме того, в этом режиме через двигатель протекает номинальный ток , и напряжение на резисторе равно по величине и противоположно по знаку напряжению , так что на выходе сумматора сигнал также отсутствует. Таким образом, при номинальной нагрузке, если , на обмотку возбуждения генератора (ОВГ) сигнал не подается, и напряжение на выходе генератора равно нулю.
При изменении нагрузки на величину изменяется скорость двигателя и ток якоря, что приводит к появлению сигналов на входе регулятора и, следовательно, к появлению напряжения на генераторе . В результате под действием суммарного напряжения на генераторов скорость двигателя становится близкой к номинальной.
Исходные данные для проектирования приведены в таблице 1.
Таблица 1
Ошибка регулирования |
0,4 |
Время регулированиия |
1,5 |
Радиус устойчивости |
0,75 |
Индуктивность ОВ генератора |
6,8 |
Индуктивность ОВ генератора |
97,0 |
Коэффициент между ЭДС генератора и током ОВ генератора |
100,0 |
Индуктивность якоря двигателя |
0,9 |
Сопротивление якоря двигателя |
1,9 |
Момент инерции на валу двигателя |
0,033 |
Постоянная двигателя |
0,42 |
Постоянная двигателя |
0,25 |
Коэффициент передачи тахогенератора |
0,2 |
8,4 |
|
4,2 |
|
Изменение момента сопротивления нагрузки |
1,1 |
Примечания:
1. В качестве объекта управления принять двигатель с усилителем мощности (генераторы ).
2. При составлении математической модели объекта сопротивлениями и индуктивностями якорных обмоток генераторов пренебречь.
3. При анализе и синтезе системы использовать описание объекта управления в отклонениях от режима стабилизации. При этом считать, что изменение момента сопротивления нагрузки от номинального значения носит ступенчатый характер.
1. Синтез и анализ непрерывной модели управления
1.1. Составление математической модели объекта управления
Запишем математическую модель системы в форме Коши:
В векторно-матричной форме математическая модель будет иметь вид:
где − вектор состояний системы, f – внешнее возмущение,
u- управляющее воздействие, − вектор измеряемых переменных.
Численные значения матриц A,B,C,G:
1.2. Исследование на управляемость и наблюдаемость
Критерий управляемости:
Так как матрица A квадратная, то критерий управляемости может быть переписан в виде:
система полностью управляема.
Критерий наблюдаемости:
система полностью наблюдаема.
1.3. Составление структурной схемы
Для построения структурной схемы найдём изображения по Лапласу величин w(t), i(t), Ug(t). Для реализации ООС необходимо выполнение условия k1,k2 > 0.
Найдем Wuω по управлению, полагая f=0:
Структурная схема непрерывной замкнутой системы:
Рис 2. Структурная схема непрерывной системы
1.4. Исследование возможности решения задачи с помощью простейшего статического регулятора
На данном этапе курсовой работы за основу примем статический регулятор, как наиболее простой с точки зрения реализации. Уравнения такого регулятора имеют вид:
,
где k1, k2- искомые коэффициенты передачи
y1, y2 –измеряемые переменные.
Для определения области параметров k1 и k2 используем метод построения областей в плоскости этих параметров, в которых удовлетворяются те или иные требования. При этом в первую очередь строим область, в которой замкнутая система асимптотически устойчива. Далее, определяются условия, при которых выполняются условия точности стабилизации и требования к быстродействию.
1.4.1. Построение области устойчивости
Для устойчивости замкнутой системы, должно выполняться условие устойчивости внутреннего контура.
Запишем характеристический полином внутреннего контура:
,
тогда условием устойчивости будет:
Очевидно, что при условии реализации отрицательной обратной связи это
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.