Особенности коммуникативной компетентности будущих дефектологов в процессе личностно-профессионального становления, страница 8

Стремление быть в близких отношениях с другими на достоверном уровне значимости (р<0,05) коррелирует с желанием, чтобы другие стремились к эмоционально близким отношениям (r = 0,56), то есть если выпускники-дефектологи стремятся к близким отношениям с другими, то они желают, чтобы и другие тоже стремились к близким, дружественным отношениям с ними.

Желание, чтобы другие стремились к эмоционально близким отношениям с ними на высоком уровне значимости (р<0,01) коррелирует с неприятием других (r = -0,60); на достоверном уровне значимости (р<0,05) — жизнерадостностью (r = 0,47), независимостью от группы (r = -0,52), контролируемостью (r = -0,51), стремлением быть в близких отношениях с другими (r = 0,56), таким образом выпускники-дефектологи желающие, чтобы другие проявляли к ним эмоционально близкие отношения при этом сами к этому стремятся, принимают других, конформны и жизнерадостны.

Выводы. Коммуникативная компетентность будущих дефектологов — это личностное образование, проявляющееся в готовности будущих дефектологов профессионально взаимодействовать с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Структуру коммуникативной компетентности будущих дефектологов составляют взаимодополняющие компоненты: когнитивный, регулятивный и эмоциональный. Когнитивный компонент отвечает за процесс активного взаимного восприятия, познания, отражения психологических состояний, свойств, качеств человека, ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья. Регулятивный компонент отражает способность устанавливать, контролировать, корректировать межличностные взаимодействия. Эмоциональный компонент связан с созданием и поддержанием положительного эмоционального контакта, позитивным самоотношением и отношением к другому человеку, ребенку с ограниченными возможномтями здоровья.

Показателями развития когнитивного компонента коммуникативной компетентности будущих дефектологов являются: эмпатия и рефлексия; поведенческого компонента: включение, контроль и аффект; эмоционального компонента — эмоциональный комфорт, принятие себя и других.

Обучение в вузе, как этап личностно-профессионального становления, содержит значительный ресурс развития коммуникативной компетентности будущих дефектологов, однако применение традиционных форм обучения не способствует развитию коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность будущих дефектологов на протяжении всего процесса личностно-профессионального становления в вузе характеризуется низким уровнем развития когнитивного компонента; средним уровнем развития эмоционального и  поведенческого компонентов.

1.  Актуальные проблемы диагностики и прогнозирования профессионального становления будущего учителя : сборник научных статей / Федерал. агентство по образованию, ГОУ ВПО "Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева" ; [отв. ред. В. И. Тесленко]. - Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2007. - 144 с.

2.  Барахович И.И. Формирование коммуникативной компетентности в процессе профессиональной подготовки учителя : учебное пособие / И. И. Барахович ; Краснояр. гос. пед. ун-т [и др.]. - Красноярск : КГПУ, 2003. - 165 с.

3.  Петрушин C.B. Психологический тренинг в многочисленной группе (методика развития компетентности в общении в группах от 40 до 100 человек). М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 256с.

4.  Mayer, J. D., Salovey, P., Caruso, D. R., & Sitarenios, G. Emotional Intelligence As a Standard Intelligence. — Emotion, 2001

5.  Rogers, C. R. A way of being / C. R. Rogers. B. : Hougton Mifflin, 1980.-284 p.