Особенности коммуникативной компетентности будущих дефектологов в процессе личностно-профессионального становления, страница 7

Желание, чтобы другие стремились к эмоционально близким отношениям с ними на высоком уровне значимости (р<0,01) коррелирует с проникающей способностью к эмпатии (r = 0,48), контролируемостью (r = 0,61); на достоверном уровне значимости (р<0,05) — рефлексией (r = 0,35), интуитивным каналом эмпатии (r = -0,43). Таким образом, чем выше уровень рефлексии, проникающая способность к эмпатии, тем больше третьекурсники-дефектологи стараются, чтобы другие стремились к близким, дружественным отношениям с ними.

рис 3. Корелляционная связь показателей коммуникативной компетентности студентов-дефектологов 4 курса

 


1 –рефлексия, 2 –эмпатия, 3 – принятие себя, 4 – принятие других, 5 – эмоциональный комфорт, 6 - стремление к включению, 7 — желание включения, 8 — стремление к аффекту, 9 – желание аффекта, 10 – стремление к контролю, 11 — желание контроля.

            - положительная связь на высоком уровне значимости (р<0,01) при r=0,49.

- положительная связь на достоверном уровне значимости (р<0,05) при r=0,62.

- отрицательная связь на высоком уровне значимости (р<0,01) при r= -0,49.

- отрицательная связь на достоверном уровне значимости (р<0,05) при r= -0,62

Корреляционные связи познавательного компонента коммуникативной компетентности студентов-дефектологов 4 курса, а именно, рефлексии на достоверном уровне значимости (р<0,05) с внутренним контролем (r = 0,53), ведомостью (r = 0,54), указывают на то, что при повышении рефлексии  четверокурсников-дефектологов повысится внутренний контроль и ведомость в общении.

Эмпатия на высоком уровне значимости (р<0,01) коррелирует с рациональным каналом эмпатии (r = 0,67), установками, способствующими эмпатии (r = 0,62), идентификацией в эмпатии (r = 0,69); на достоверном уровне значимости (р<0,05) — эмоциональным дискомфортом (r = 0,48). Таким образом, общий уровень эмпатии тем выше, чем выше ее отдельные каналы и эмоциональный дискомфорт у четверокурсников-дефектологов.

Приятие других на высоком уровне значимости (р<0,01) коррелирует с рациональным каналом эмпатии (r = -0,60); на достоверном уровне значимости (р<0,05) — общительностью (r = 0,49), адаптивностью (r = 0,52), приятием себя (r = 0,52), неприятием себя (r = -0,56). Таким образом, принимающее других четверокурсники-дефектологи принимают себя, общительны, хорошо могут социально адаптироваться, но у них малоразвит рациональный канал эмпатии.

Корреляционные связи регулятивного компоента коммуникативной компетентности пятикурсников-дефектологов, в частности стремление быть включенным в межличностные отношения на высоком уровне значимости (р<0,01) коррелирует с контролируемостью (r = -0,60), то есть, у выпускников-дефектологов, которые стремятся быть среди людей, в разных социальных группах низкий уровень контролируемости.

Желание быть принятым в межличностные отношения на высоком уровне значимости (р<0,01) коррелирует с жизнерадостностью (r = 0,62); на достоверном уровне значимости (р<0,05) — адаптивностью (r = 0,52). Таким образом, выпускники-дефектологи, которые стараются, чтобы другие стремились к общению с ними, хорошо адаптируются в социуме и жизнерадостны.

Стремление влиять на других в межличностных отношениях на высоком уровне значимости (р<0,01) коррелирует со склонностью к асоциальному поведению (r = 0,62), то есть выпускники-дефектологи  особенно ярко стремятся руководить, брать на себя ответственность, инициативу при взаимодействии с детьми склонными к асоциальному поведению.

Желание быть контролируемым в межличностных отношениях у выпускников-дефектологов не имеет корреляционных связей