Особенности коммуникативной компетентности будущих дефектологов в процессе личностно-профессионального становления, страница 6

1 –рефлексия, 2 –эмпатия, 3 – принятие себя, 4 – принятие других, 5 – эмоциональный комфорт, 6 - стремление к включению, 7 — желание включения, 8 — стремление к аффекту, 9 – желание аффекта, 10 – стремление к контролю, 11 — желание контроля.

            - положительная связь на высоком уровне значимости (р<0,01) при r=0,49.

- положительная связь на достоверном уровне значимости (р<0,05) при r=0,62.

- отрицательная связь на высоком уровне значимости (р<0,01) при r= -0,49.

- отрицательная связь на достоверном уровне значимости (р<0,05) при r= -0,62

Корреляционные связи показателей коммуникативной компетентности третьекурсников-дефектологов выявили следующие особенности:

чем активнее рефлексируют третьекурсники-дефектологи, тем больше они стараются, чтобы другие стремились к близким, дружественным отношениям с ними, так как рефлексия на достоверном уровне значимости (р<0,05) у третьекурсников-дефектологов имеет корреляционную связь с желанием, чтобы другие стремились к близким отношениям с ними (r = 0,35), что говорит о том, что.

Эмпатия на высоком уровне значимости (р<0,01) коррелирует  эмоциональным дискомфортом (r = 0,66), внешним контролем (r = 0,47); на достоверном уровне значимости (р<0,05) — установками, способствующими эмпатии (r = 0,42), проникающей способностью к эмпатии (r = 0,39). Таким образом, общий уровень эмпатии  определяется ее основными каналами и вызывает эмоциональный дискомфорт.

Приятие других на высоком уровне значимости (р<0,01) коррелирует с адаптивностью (r = 0,64), приятием себя (r = 0,47), неприятием других (r = -0,52), что говорит о небольшом влиянии приятия других на процесс общения у третьекурсников-дефектологов.

Корреляционные связи регулятивного компонента коммуникативной компетентности третьекурсников-дефектологов, в частности стремление быть включенным в межличностные отношения на достоверном уровне значимости (р<0,05) коррелирует с неприятием себя (r = 0,41), стремлением быть в близких отношениях с другими (r = 0,36), что указывает на некоторую странную особенность, то есть третьекурсники-дефектологи, находящиеся среди людей, участвующие в разных социальных группах стремятся к эмоционально-теплым отношениям с другими, но при этом они не принимают себя, свои достоинства и недостатки.

Желание быть принятым в межличностные отношения на достоверном уровне значимости (р<0,05) коррелирует с независимостью от группы (r = -0,40), неприятием себя (r = -0,39), то есть конформные третьекурсники-дефектологи, со сниженным уровнем неприятия себя, стараются, чтобы другие сами стремились общаться с ними, быть в их обществе.

Стремление контролировать в межличностных отношениях на высоком уровне значимости (р<0,01) коррелирует с доминированием (r = 0,48), то есть третьекурсники-дефектологи с развитым доминированием и в межличностных отношениях, в процессе общения стремятся контролировать, руководить.

Желание быть контролируемым в межличностных отношениях на достоверном уровне значимости (р<0,05) коррелирует с приятием себя (r = -0,43), неприятием себя (r = 0,44), стремлением быть в близких отношениях с другими (r = 0,40). Таким образом, в процессе общения стараются, чтобы другие контролировали их, только те третьекурсники-дефектологи, которые не принимают себя, но все, же стремятся к близким, дружественным контактам.

Стремление быть в близких отношениях с другими на достоверном уровне значимости (р<0,05) коррелирует со стремлением быть включенным в межличностные отношения (r = 0,36), желанием быть контролируемым в межличностных отношениях (r = 0,40). Таким образом, как мы уже отмечали, при установлении близких, дружественных отношений третьекурсники- дефектологи также стремятся быть включенным в разные социальные группы и быть контролируемыми в этих межличностных отношениях.