Особенности коммуникативной компетентности будущих дефектологов в процессе личностно-профессионального становления, страница 4

1 –рефлексия, 2 –эмпатия, 3 – принятие себя, 4 – принятие других, 5 — эмоциональный комфорт, 6 - стремление к включению, 7 — желание включения, 8 — стремление к аффекту, 9 – желание аффекта, 10 – стремление к контролю, 11 — желание контроля.

            - положительная связь на высоком уровне значимости (р<0,01) при r=0,49.

- положительная связь на достоверном уровне значимости (р<0,05) при r=0,62.

- отрицательная связь на высоком уровне значимости (р<0,01) при r= -0,49.

- отрицательная связь на достоверном уровне значимости (р<0,05) при r= -0,62

Так, корреляционная связь на достоверном уровне значимости (р<0,05) выявлена у студентов-дефектологов 1 курса между рефлексией и стремлением быть среди людей (r = 0,51), желанием, чтобы другие их принимали, стремились к общению с ними (r = 0,53); эмоциональным каналом эмпатии (r = -0,57), ведомостью (r = -0,54). Таким образом, с повышением уровня рефлексии у первокурсников-дефектологов, тем активнее они будут стремиться быть как можно больше и чаще среди людей и больше стараться, чтобы остальные приглашали их принимать участие в их деятельности, стремились быть в их обществе, также будет снижена ведомость в общении.

У студентов-дефектологов эмпатия на высоком уровне значимости (р<0,01) чувствительностью (r = 0,64), адаптивностью (r = 0,90), приятием себя (r = 0,61), неприятием себя (r = -0,67), эмоциональным комфортом (r = 0,59), внутренним контролем (r = 0,80); на достоверном уровне значимости (р<0,05) — доминированием  (r = 0,52), стремлением к близким, дружественным отношениям (r = 0,49), стремлением контролировать в межличностных отношениях (r = -0,48). Таким образом, на уровень эмпатии первокурсников-дефектологов в большей степени влияют ее рациональный канал, установки, идентификации, чем  ее эмоциональный, интуитивный каналы и проникающая способность; также при повышении эмпатии повысятся эмоциональный комфорт, стремление быть в близких отношениях с остальными, проявлять к ним свои дружеские и теплые чувства, не контролировать и не влиять на них, чувствительность, нерациональность, уровень внутреннего контроля, адаптивность,  доминирование.

Приятие других на высоком уровне значимости (р<0,01) коррелирует с рациональным каналом эмпатии (r = 0,75), независимостью от группы (r = -0,68), приятием себя (r = 0,66), неприятием себя (r = -0,66), внутренним контролем (r = 0,62), стремлением быть включенным в межличностные отношения (r = 0,74), стремлением быть в эмоционально близких отношениях с другими (r = 0,65), желанием, чтобы другие стремились к эмоционально близким отношениям с ними (r = 0,65); на достоверном уровне значимости (р<0,05) — проникающей способностью к эмпатии (r = -0,49), идентификацией в эмпатии (r = 0,49), жизнерадостностью (r = 0,54), адаптивностью (r = 0,50). Таким образом, принимающие других первокурсники-дефектологи принимают себя, у них достаточно развит внутренний контроль, но они зависимы от группы, стремятся быть среди людей, а также стремятся и хотят, чтобы другие тоже стремились с близким, дружественным отношениям с ними, а эмпатируют в основном через  идентификацию.

Корреляционные связи регулятивного компонента коммуникативной компетентности первокурсников-дефектологов, а именно, стремление быть включенным в межличностные отношения на высоком уровне значимости (р<0,01) коррелирует с эмоциональным каналом эмпатии (r = -0,60), установками, способствующими эмпатии (r = 0,62), логическим мышлением (r = 0,63), приятием себя (r = 0,72), неприятием себя (r = -0,64), приятием других (r = 0,74), внутренним контролем (r = 0,65), эскапизмом (r = -0,67); на достоверном уровне значимости (р<0,05) — рефлексией (r = 0,51), рациональным каналом эмпатии (r = 0,52), идентификацией в эмпатии (r = 0,52), независимостью от группы (r = -0,56), дезадаптивностью (r = -0,54), неприятием других (r = -0,58), эмоциональным дискомфортом (r = -0,52), внешним контролем (r = -0,57), ведомостью (r = -0,50), стремлением быть в близких отношениях с другими (r = 0,56). Таким образом, первокурсники, стремящиеся к межличностным отношениям, стремятся к близким, теплым межличностным отношениям, эмпатии, на основе рационализма, установок, также они принимают себя и других, зависимы от группы, но не ведомы, а с развитыми внутренним контролем и рефлексией.