Особенности коммуникативной компетентности будущих дефектологов в процессе личностно-профессионального становления, страница 2

Эмоциональный (аффективный или оценочный) компонент коммуникативной компетентности отражает эмоциональный настрой на общение, безусловное принятие другого (гуманистические установки на партнера,проявление чувств теплоты, близости, дружеской расположенности, терпимость к психологическому своеобразию другого человека, создание и поддержание позитивного эмоционального контакта с собеседником, настрой на партнера по общению), позитивное самоотношение, самопринятие (принятие  себя в целом, безотносительно своих свойств и достоинств, отношение к себе как личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору, веру в себя и свои возможности).

Для проведения исследования коммуникативной компетентности будущих дефектологов был составлен комплекс методик:

Методика диагностики социально-психологической адаптации, предложенная в 1954 г. К. Роджерсом и Р. Даймондом и адаптирована А. К. Осницким. Методика  содержит шкалы, которые можно рассматривать не только в  качестве критериев оценки эффективности адаптации, но и в качестве критериев коммуникативной компетентности: принятие себя и принятия других, эмоциональный комфорт – характеризующие эмоциональный компонент коммуникативной компетентности и локус контроля, стремление к доминированию – характеризующие регулятивный компонент коммуникативной компетентности.

Для диагностики когнитивного компонента коммуникативной компетентности мы использовали методику А.В. Карпова «диагностика уровня рефлексивности», а также методику диагностики уровня эмпатических способностей, предложенную В.В. Бойко.

С целью оценки регулятивного (поведенческого) компонента коммуникативной компетентности, то есть типичных способов отношения к людям, межличностного поведения: стремления устанавливать контакты,  тенденцию общаться с большим или небольшим количеством людей; стремления контролировать, влиять на других, или, напротив, конформность; желания, чтобы другие делились чувствами, а также стремление к близким, дружественным отношениям с другими людьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья, нами была использована методика А.А. Рукавишникова «Диагностика межличностных отношений».

К исследованию было привлечено 115 студентов 1, 3, 4 курсов Института специальной педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.

Было установлено, что в процессе личностно-профессионального становления будущих дефектологов в вузе при отсутствии специально организованной деятельности не происходит формирование коммуникативной компетентности, ее компонентов.

Познавательный компонент коммуникативной компетентности,  находится на низком уровне развития. В частности, низкий уровень эмпатии, как показателя познавательного компонента коммуникативной компетентности будущих дефектологов свидетельствует о том, что у студентов-дефектологов недостаточно развиты направленность внимания, восприятия и мышления человека на понимание сущности другого человека, на его состояние, проблемы и поведение (рациональный канал эмпатии); способность понимать внутренний мир другого человека, прогнозировать его поведение и эффективно воздействовать на него на основе энергетической подстройки к нему (эмоциональный канал эмпатии); способность предвидеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании (интуитивный канал эмпатии); стремление к личным контактам, любопытство к другой личности, участно относиться к переживаниям и проблемам окружающих (установки, способствующие эмпатии); коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности, так как расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению (проникающая способность в эмпатии); умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера (идентификация).