Особенности коммуникативной компетентности будущих дефектологов в процессе личностно-профессионального становления, страница 5

Желание быть принятым другими в межличностные отношения на достоверном уровне значимости (р<0,05) коррелирует с рефлексией (r = 0,53), доминированием (r = -0,54), таким образом, старания, первокурсников, чтобы другие приглашали их, стремились быть в их обществе обусловлены рефлексией и отсутствием доминирования, то есть, ведомостью.

Стремление влиять на других в межличностных отношениях на высоком уровне значимости (р<0,01) коррелирует с независимостью от группы (r = -0,62), дезадаптивностью (r = -0,63), неприятием других (r = -0,67), эмоциональным дискомфортом (r = 0,82), внешним контролем (r = -0,82), эскапизмом (r = -0,67); на достоверном уровне значимости (р<0,05) — интуитивным каналом эмпатии (r = -0,57), общим уровнем эмпатии (r = -0,48), общительностью (r = 0,48), склонностью к асоциальному поведению (r = -0,49), эмоциональной устойчивостью (r = 0,58), ведомостью (r = -0,48), желанием, чтобы другие стремились к эмоционально близким отношениям с ними (r = 0,56). Выделенные корреляционные связи свидетельствуют о том, что в общении взять на себя руководство предпочитают общительные, эмоционально устойчивые, неэмпатирующие первокурсники-дефектологи, но старающиеся чтобы, другие стремились к близким, дружественным отношениям с ними.

Желание быть контролируемым в межличностных отношениях на высоком уровне значимости (р<0,01) коррелирует с дезадаптивностью (r = 0,68), неприятием себя (r = 0,59), неприятием других (r = 0,63), эмоциональным комфортом (r = -0,65); на достоверном уровне значимости (р<0,05) — эмоциональным дискомфортом (r = 0,55), внешним контролем (r = 0,58), доминированием (r = -0,51), эскапизмом (r = 0,53). Таким образом, первокурсники-дефектологи, которые стараются, чтобы другие руководили ими в общении, не принимают себя и других, находятся в состоянии эмоционального дискомфорта и не способны к доминированию.

Стремление быть в близких отношениях с другими на высоком уровне значимости (р<0,01) коррелирует с рациональным каналом эмпатии (r = 0,74), установками, способствующими эмпатии (r = 0,69), жизнерадостностью (r = 0,61), адаптивностью (r = 0,78), дезадаптивностью (r = -0,68), приятием себя (r = 0,84), неприятием себя (r = -0,86), приятием других (r = 0,68), неприятием других (r = -0,68), внутренним контролем (r = 0,81), доминированием (r = 0,80); на достоверном уровне значимости (р<0,05) — проникающей идентификацией в эмпатии (r = 0,43), общим уровнем эмпатии (r = 0,49), независимостью от группы (r = -0,49), внешним контролем (r = -0,48), стремлением быть включенным в межличностные отношения (r = 0,56). Таким образом, первокурсники- дефектологи, которые стремятся к близким, дружественным межличностным отношениям, эмпатийны и стараются быть как можно больше среди людей, быть участниками различных социальных групп.

Желание, чтобы другие стремились к эмоционально близким отношениям с ними на высоком уровне значимости (р<0,01) коррелирует с приятием других (r = 0,65), эмоциональным дискомфортом (r = -0,85), внешним контролем (r = -0,65), эскапизмом (r = -0,62); на достоверном уровне значимости (р<0,05) — дезадаптивностью (r = -0,47), неприятием других (r = -0,51), желанием быть принятым в межличностные отношения (r = 0,56). Первокурсники-дефектологи, которые напротив, стараются, чтобы другие стремились к близким, дружественным отношениям с ними, также принимают других и желают, чтобы другие стремились находиться в их обществе.

Рис 2. Корелляционная связь показателей коммуникативной компетентности студентов-дефектологов 3 курса