Продовольственные трансферты как компонент системы социального обеспечения, страница 5

Есть и другие соображения, присутствующие при создании программ продовольственных талонов: какое выражение должны иметь талоны, - стоимостное или количественное? Талон соответствует 50 долларам или 100 кг определённого товара?  Нужно определить ассортимент: можно использовать для любых товаров или только для зерновых и бобовых?  Всё зависит от целей, которые вы преследуете.  Следует ли продавать такие талоны или выдавать их бесплатно?   В США программа продовольственных талонов имела адресный характер, или талоны было необходимо приобретать: скажем, заплатив 20 долларов, вы получаете талонов на 40 долларов.  Для этого есть веские экономические причины, так как в результате потребление продовольственных товаров удаётся увеличить больше, чем на 20 долларов.   Вместе с тем, самые бедные, у кого нет даже 20 долларов для того, чтобы купить талон, были исключены из этой системы, - как раз те, кто больше всего нуждается в охвате.  В результате талоны сделали бесплатными. 

Кроме того, как и в любой программе трансфертов, необходимо обращать внимание на общий размер трансферта.

Теперь я хотел бы перейти к рассмотрению натуральных продовольственных трансфертов, которые отстоят от денежных трансфертов дальше, чем продовольственные талоны; вместе с тем, есть немало ситуаций, в которых рассматривается возможность их применения.  Пример – программы дополнительного питания, в которых ответственный за ребёнка (опекун) получает определённое количество продовольствия на каждого ребёнка, находящегося на вскармливании.  Также можно упомянуть программы школьного питания: это – натуральные трансферты, и обычно можно выбирать между продовольственным набором, который можно забрать домой, и питанием непосредственно в школе.  В системе образования такое питание становится дополнительным стимулом посещения школы, либо можно предлагать паёк: при условии посещения определённого процента занятий в конце месяца ученик приносит домой 10 кг пшеницы, - такая система действовала в Бангладеш. Иногда в Африке за посещение занятий учащимся выдают растительное масло.  Это – альтернатива школьному питанию, обеспечивать которое ежедневно значительно сложнее.  В системах дополнительного питания также может быть предусмотрено горячее питание или предоставление «сухого пайка»: в первом случае ребёнок получает горячую пищу в пункте питания, и вы знаете, что он накормлен, либо опекуну выдают определённый набор продуктов и поручают приготовить горячую пищу дома. 

Специалисты в области питания предпочитают видеть, как ребёнок потребляет пищу, - в этом случае, говорят они, мы знаем, что продукты пошли именно ему.  Однако это не обязательно верно, так как если ребёнок питается в школе, то мы не знаем, получает он дома то же количество пищи, что получал бы в отсутствие программы, или родители думают так: «Он только что поел в центре питания, поэтому на обед ему можно дать поменьше, а то, что могли бы дать ему, лучше дадим старшим детям».  Таким образом, эффективность питания на месте как инструмента, показывающего сколько блага получает бенефициар, оказывается не столь высокой, как считают многие: вы не знаете, что происходит после того, как бенефициар покидает такой центр питания.  Эти аспекты необходимо учитывать, решая, какой вариант вы изберёте: питание на месте или предоставление пайков. Разумеется, нужно определить и то, какое количество вы сможете субсидировать в интересах целевой группы. Также следует понять, что лежит в основе выбора того или иного варианта: стоимость или питательная ценность. 

Если предполагается использовать этот механизм в качестве стимула посещения школы, то можно предлагать деньги или продовольственный набор соответствующей стоимости; если же преследуются цели в области питания, то главным фактором станет не стоимость, а питательная ценность.  Играет ли он в составе питания социально уязвимых групп какую-либо особую роль, отличную от той, что он играет в обычных домохозяйствах?  Часто исходят именно из этого соображения, дотируя молоко практически во всех странах мира: считается, что молоко важнее для детей, чем для взрослых.  Возможно, с биологической точки зрения это верно, однако может случиться так, что молочная дотация в конечном итоге оказывается буквально в чае, который пьют взрослые, в отличие от продуктов, которые выданы ребёнку.  Таким образом, принимая это решение, нужно представлять, как ведут себя домохозяйства.