Продовольственные трансферты как компонент системы социального обеспечения, страница 4

Есть ещё один вид продовольственных трансфертов, которые применяются в некоторых странах, и занимают промежуточное положение между натуральными трансфертами и трансфертами дохода.  Речь идёт о продовольственных талонах.  Продовольственный талон – документ, позволяющий в зависимости от программы приобрести или получить бесплатно определённое количество товара или ассортимента товаров, - как правило, продовольственных.  Таким образом, эти талоны – почти как деньги, только «купить» на них можно лишь определённый ассортимент товаров.  Иногда этот ассортимент включает в себя всего два-три товара: в Мексике в программе предоставление кукурузных лепёшек за талоны можно было получить вообще один вид товара.  В США на продовольственные талоны можно получить практически все продукты питания, исключены лишь табачные изделия и алкоголь; поэтому можно обратиться в любой магазин и решить, какое количество продуктов любого ассортимента ты хочешь получить.  Если желаете приобрести больше мяса, сахара или хлеба – выбор за вами. 

Такие программы похожи на денежные трансферты, если стоимость таких талонов ниже, чем то, что вы бы потратили на продукты питания в обычной ситуации, или если за них можно получить только какой-то определённый товар – их стоимость меньше той суммы, которую вы бы потратили на такой товар.  Талоны похожи на деньги, так как вы сами можете решать, на что их тратить: ими можно «расплачиваться» за определённый ассортимент продовольственных товаров.   Вместе с тем, они похожи на натуральные трансферты, если талоны имеют количественное выражение, - например, 1 кг хлеба, 1 кг риса.  То есть, эта ситуация аналогична раздаче того же риса, просто талоны раздавать проще, чем мешки риса.  Если программа охватывает всего несколько товаров, то она гораздо ближе к натуральным, чем к денежным трансфертам. 

Продовольственные талоны занимают промежуточное положение между денежными и натуральными трансфертами и обладают достоинствами и недостатками обоих этих инструментов.  Пригодность программ продовольственных талонов зависит от административных аспектов, таких как стоимость печати, распространения и возмещения талонов.  Возмещение обычно является наиболее сложным элементом.  Для того, чтобы торговец был готов принять талоны, как если бы они были деньгами, он должен быть уверен в том, что обналичить талон очень просто: достаточно принести его в соответствующий пункт и тут же получить деньги.  Ожидание оплаты месяцами связывает средства и фактически приходится платить за право их использовать, и в этом случае торговцы с меньшей вероятностью захотят принимать талоны вместо живых денег.   Если же нет уверенности в том, что государство вообще будет возмещать такие талоны, то никто не будет принимать их у потребителя и считать платёжным средством.  Поэтому нужно доверять правительству и банковской системе, которая должна работать и иметься в наличии. Если вы работаете в небольшом городке, а для того, чтобы  получить деньги нужно ехать в большой город, то это создаёт дополнительные издержки. Иногда в системе продовольственных талонов предусмотрено возмещение таких издержек, но не всегда это возмещение будет полным, и потому всё же талоны используют неохотно.  Кроме того, этот инструмент работает только в том случае, если в том сообществе, которое вас интересует, работают представители частного сектора.  Он вряд ли будет эффективным в сельских районах Африки, большего успеха можно достичь в более крупных городах, и даже в этом случае в небольших магазинах на окраинах, в  «самостроях», раположенных вокруг латиноамериканских городов, могут отсутствовать те каналы реализации, которые доступны жителям состоятельных районов, а между тем именно этим людям и нужны продовольственные талоны.  Все эти вопросы необходимо принимать в расчёт при создании программ.