Продовольственные трансферты как компонент системы социального обеспечения, страница 3

Явные ценовые субсидии встречаются довольно часто и анализировать их несколько проще.  Один из вариантов таков: государство закупает продовольствие по одной цене, а реализует – по другой, более низкой.  Тут нужно помнить вот о чём (и  об этом мы упоминали): является субсидия адресной или всеобщей?  Присутствует нормирование или потребители могут сами определять количество блага? И – об этом мы тоже говорили вчера – является субсидия допредельной, т.е. когда норма меньше того, что потребитель приобрёл бы в отсутствие системы нормирования,   или сверхпредельной, т.е. когда наличие квоты снижает цену и побуждает людей приобретать большее количество?   Нужно знать, имеется ли параллельный открытый рынок, на котором те, кто хотел бы приобрести больше, может законно сделать это, и который может стимулировать продажу «через чёрный ход», о чём я говорил вчера. 

С практической точки зрения при создании явных продовольственных субсидий (кстати, стран, где они существуют, немного, однако время от времени их вводят, - к ним обратились в Индонезии во время экономического кризиса конца 1990-х годов) необходимо определиться с продовольствием: дотировать ущербное благо или благо, достойное потребления?  Вчера я уже приводил пример страны, - Южной Африки - где это делали в связи с налоговыми льготами, которые с концептуальной точки зрения очень близки к субсидиям.  Нужно учитывать и роль продукта в составе питания.  В течение долгого времени в Пакистане дотировали сахар,  и достигалась достаточно хорошая адресность в интересах бедных.  Вместе с тем, её роль в составе питания сильно отличается от, скажем, роли субсидии на фасоль или растительное масло, применение которого позволяет добиться более высокой концентрации питательных веществ, особенно когда оно используется вместе с дополнительными ингредиентами для получения детского питания. 

Важно подумать и о том, какая цена будет применяться в отношении явной субсидии: будет ли она колебаться в зависимости от рыночной конъюнктуры, или предполагается ввести фиксированную цену, и в таком случае при изменении доступного количества блага или мировых цен на него будет меняться стоимость субсидирования для бюджета: цена фиксирована, прибыль меняется.  Какая степень гибкости предусмотрена в этом механизме?  Вот какие моменты необходимо принять во внимание, и если предполагают вводить такие программы, вы должны знать долгосрочные последствия применения гибких и фиксированных цен. 

Если сравнить такие продовольственные субсидии с трансфертами дохода, то, как я уже говорил, если они сверхпредельные или общие, то возникает ценовой эффект, т.е. эффект замещения: более дешёвый товар замещает собой другие.  Такой эффект будет сильнее, чем один только эффект дохода.  Если для осуществления трансферта дохода и для сверхпредельных субсидий используется одна и та же сумма, то во втором случае потребление изменится больше.  Также важно рассмотреть и другие аспекты, например, перспективы обеспечения адресности.  Можно обеспечивать адресность опосредованно, через механизм самоотбора, как в случае с налоговыми льготами в отношении маиса в Южной Африке; в случае же с трансфертами дохода адресность должна обеспечиваться за счёт внешних усилий.  Для трансфертов дохода практически никогда не используется вариант самоотбора.  Административная простота: очень сложно работать с общими субсидиями, когда в стране имеется множество мелких производителей. Гораздо проще использовать этот инструмент, если работа ведётся с несколькими мельницами, или если товар импортируется.  «Контрольные точки» в крупных сетях распределения и реализации позволяют гораздо лучше контролировать субсидии, чем при наличии множества небольших производителей и продавцов.  И, разумеется, необходимо анализировать потенциальную возможность коррупции и нецелевого использования, о чём я уже кратко говорил вчера.