Предмет курса менеджмент и задачи его изучения. Функции управления. Содержательные и процессуальные мотивации, страница 5

2.       Тактическое планирование.

3.       Бизнес план как основа стратегического планирования.

4.       Стратегическое планирование.

Литература:

Акин  «основы менеджмента»  Москва 1998 год.

18.10.02

Содержательные и процессуальные мотивации.

Мотивация является одной из основных общественных функций управления.

Мотивация это побуждение работников к действиям для достижения личных целей и организации.

Для того что бы осуществлять мотивации. Менеджер должен знать потребность своих подчиненных  и ожидаемое ими вознаграждение.

Потребность это ощущения человека физиологически или психологически недостатка чего либо.

Вознаграждение это все то, что человек считает ценным для себя.

Теории мотивации в менеджменте используются в менеджменте и подразделяются на:

1)  Содержательные

2)  Процессуальные

1 Содержательные акцентируют внимание на потребность

2 Процессуальные на самом процессе мотивации.

Содержательные теории мотивации.

Теории Маслоу.

Маслоу считал, что  потребности людей делятся на пять уровней:

1)  Физиологические потребности

2)  Потребности в защищенности

3)  Потребность к принадлежности

4)  Потребность к уважению

5)  Потребность в самовыражению

При этом первые две главные, а остальные второстепенные.

Поведение человека мотивирует самая низшая неудовлетворенная потребность. Как только потребность удалена она утрачивает свое мотивирующие значение.

К содержательным теориям мотивации относится  Мак Киелланд.

Мак Киелланд считал , что поведение человека определяют три потребности.

Власть, Успех, Причастность.

Власть это возможности влияния на поведение людей.

Люди, которые имеют мотивацию, по мнению МК не нуждается в провозглашении успеха. Для них важно реальное завершение работы, за которым следует определенное вознаграждение. Люди имеющие такую мотивацию обычно хорошо знают свое дело, и не любят рисковать.  Поэтому важно поручить им работу, которую они хорошо знают и осуществлять своевременное вознаграждение.

По мнению МК люди испытывающие потребность  в причастности коммуникабельны любят общаться и оказывать услуги, важно не ограничивать их общения и не нагружать их работой которая требует уединения и сосредоточенности.

К содержательным теориям мотивации относятся, также теория Ф Герцберга.

ФГ разделял побудительные мотивы на две группы на гигиенические и …

К гигиеническим факторам он относил политику фирмы, заработную плату, и психологический климат.

При отсутствии или недостаточной выраженной гигиены факторов, у человека появляется не удовлетворенность работы и желание поменять ее.

Однако сами гигиенические факторы ФГ рассматривал условия необходимые, но недостаточные для активизации работы людей.

Для активизации работы персонала, по его мнению, необходимы мотиваторы. К мотиваторам он относил: Успех, Продвижение по службе, предоставление дополнительных полномочий.

Все эти теории мотивации разработаны американскими авторами и ориентированы на американскую систему ценностей и идеалов. Которые не воспринимались в других странах, например Японии.

Японская система качества  и японская модель менеджмента казалось недостижимой для США.

Мотивация  должна осуществляется с учетом национального менталитета.

 Процессуальные теории  мотивации.

К процессуальным теориям мотивации относится В.Врум

ВВ считал, что мотивация  определяется ожидаемым результатом действия, ожидаемым вознаграждением

Ожидаемый результат

х

Ожидаемое вознаграждение

х

Ожидание и вознаграждение

=

М

К процессуальным теориям мотивации относятся.

Теория справедливости.

Суть этой теории в том, что каждый работник воспринимает его субъективно и сопоставляет его с вознаграждением других людей за аналогичную работу.

Если человек считает свое вознаграждение несправедливым то он резко снижает эффективность и качество труда.