Формирование нравственных отношений в игре, страница 7

В таких обстоятельствах число жалоб вскоре уменьшается. Но это лишь видимость благополучия: общественная активность детей снижается, не находя последовательной поддержки взрослого.

Иногда в группе встречаются дети, которые, пользуясь расположением, признанием или несопротивлением сверстников, позволяют себе игнорировать общие для всех нормы и требования. Рассмотрим пример.

Витя выполняет роль капитана в игре «Моряки». Саша - его помощник, \ндрей - рулевой, остальные дети - матросы. Игорь - новичок, и его неохотно принимают в игру. Но не всегда следует прямой отказ, иногда его просьбу играть вместе как бы не слышат.

Капитан не соблюдает правила принимать в игру всех желающих, а остальные дети не замечают его своеволия и несправедливости. Игорь начинает выпол-ять роль матроса, но с ним не считаются, не прислушиваются к его предложениям. Стремясь привлечь к себе внимание товарищей, мальчик начинает паясничать, зображает щенка, незаметно пробравшегося на теплоход. Нетрадиционная роль начале вызывает у ребят интерес, но они не принимают Игоря в игру на равных и, ^смеявшись, вскоре забывают о нем. Мальчик теряется и не знает, что делать альше.

В   следующий   раз   Игорь   приходит   в   детский   сад   с   настоящим   биноклем.

*аконец-то он  в  центре внимания.  Всех  интересует бинокль,  но  Игорь дает его олько Вите. Тот теперь охотно принимает мальчика в игру и назначет радистом.

Итак, по образному выражению психолога Я. Л. Коломинского, на глазах у воспитателя один ребенок дал взятку другому. В самом деле, ведь Игорь не просто поделился игрушкой, а сделал это с умыслом. К этому его подтолкнули жизненно важная потребность в общении, игре и невнимание педагога к сигналам детей о несоблюдении нравственных норм.

Разбираясь в жалобах детей, педагог должен давать образцы справедливого разрешения возникающих недоразумений, доброжелательно относиться к обиженным, с доверием и надеждой на лучшее поведение - к нарушителям. Постоянное внимание воспитателя к соблюдению правил повышает ответственность детей за свое поведение, требовательность к выполнению нравственных норм сверстниками. В этом процессе воспитатель может опираться на помощь детей-лидеров, прочно усвоивших нормы поступков и действий и оказывающих положительное влияние на сверстников.

Для усиления взаимовлияния детей воспитатель может создавать игровые группы с учетом личных и деловых качеств участников, например:

а)        в группе, полностью или преимущественно состоящей из де тей с высокой активностью, естественно происходит взаимное сни жение влияния каждого, что открывает возможность для активиза ции ранее пассивных, маловлиятельных детей;

б)        в группе, преимущественно или полностью состоящей из пассивных детей, происходит естественное повышение активности каждого, так как нет давления чрезвычайно деятельных сверст ников;

в)        в группе, включающей равное количество активных и пас сивных детей, возможны оба явления - снижение влияния актив ных и более уверенное поведение пассивных.

К созданию педагогически целесообразных игровых групп следует привлекать самих детей, развивая роль оценки и самооценки поведения. Зная, что с товарищами, выполняющими нравственные нормы, играть приятнее, ребята становятся требовательнее друг к другу и выбирают партнерами тех, кто не подавляет своей активностью, эгоистическим поведением. Дети - нарушители поведения приучаются считаться со сверстниками, иначе их могут не принять в игру. Воспитателю следует поддерживать справедливые требования участников игры, поощрять и выделять как образец положительные поступки. В результате обеспечивается ведущее положение детей, поддерживающих нравственные отношения.

Педагог руководит игрой каждой группы, активизируя и совершенствуя нравственный опыт дошкольников. В итоге самостоятельное общение в игре происходит на достаточно высоком моральном уровне и характеризуется длительностью, слаженностью отношений между всеми детьми.