Формирование нравственных отношений в игре

Страницы работы

Содержание работы

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИГРЕ

Воспитательные возможности игры наиболее полно реализуются при умелом педагогическом руководстве, которое обеспечивает необходимый уровень развития игровой деятельности. В противном случае игровые отношения детей, пущенные на самотек, обедняются, приобретают индивидуалистическую направленность, на первый план выступают эгоистические побуждения.

По отношению к игре дошкольников воспитатель должен занять активную позицию - направить свои усилия на углубление и расширение общественных интересов ребят, их нравственных представлений, чувств, на поощрение самостоятельности, инициативы, творчества.

При таком руководстве происходит развитие содержания игровой деятельности, средств ее осуществления, а также положительно изменяется нравственное поведение каждого ребенка с учетом общей игровой цели.

Покажем на конкретном примере, как постепенно в игре идет освоение детьми нравственных норм, растет ответственность за выполняемые действия. Психолог Д. Б. Эльконин выделил три стадии этого процесса.

Первая стадия. Ребенок сосредоточен на познании свойств и качеств предметов, возможности действий' с ними. В нашем примере ребенок, взявший на себя роль повара, увлекается процессом приготовления еды и забывает, для кого она предназначена. Удовлетворив свой интерес к предметам, ребенок начинает проявлять внимание к действиям других детей, играющих рядом. Таким образом, на этом этапе закладывается основа для дальнейшего развития детских отношений.

Вторая стадия. Интерес детей перемещается в сферу взаимоотношений взрослых. Свои представления о значимости человеческих отношений дошкольники переносят в ролевые игры. Ребенок-повар сотрудничает со своими помощниками-сверстниками, и они вместе решают, кто какое блюдо будет готовить.

Педагог, руководя игрой, нацеливает детей на освоение нравственных   норм,   служащих   основой   гуманных   человеческих отношений.

Третья стадия. Предметные действия, даже самые привлекательные (жарить, варить, резать), ребенок подчиняет главной игровой цели, определяемой игровой ролью. Центром внимания становится другой человек (люди), в нашем примере сверстники с их желаниями и потребностями. Ребенок знает: еду надо приготовить вовремя, так как дети ждут обед и за ним придет няня. Игровые действия выполняются в ситуации использования их результата на благо других людей, т. е. деятельность дошкольников приобретает общественную направленность.

Все это порождает ответственное отношение к выполняемым действиям, стремление сделать быстро и хорошо порученное дело в воображаемой игровой ситуации.

В дальнейшем (мы можем считать это четвертой стадией) детям становится доступно сотрудничество ради проявления заботы о своих товарищах. Общие усилия и слаженные игровые действия приводят к положительному результату.

Повышение эффективности игры как средства воспитания требует комплекса педагогических мер. Можно порекомендовать два взаимосвязанных этапа руководства.

Первый (предварительный) этап предполагает ознакомление детей с образцами деятельности и нравственных отношений взрослых, уяснение мотивов нравственного поведения людей и, наконец, практическое освоение детьми некоторых способов реализации своих впечатлений в игре.

Второй этап заключается в опосредованном руководстве игрой с целью активизации освоения нравственных норм:

а)        с помощью тематических наборов игрушек и дополняющих их предметов создается предметно-игровая среда, соответствую щая формируемому у детей интересу к окружающей действительно сти и деятельности взрослых и позволяющая воплотить их в игре. Это побуждает детей к коллективным играм, в основе которых заключен пример отношений взрослых;

б)        в процессе игры воспитатель акцентирует нравственную сущность отношений детей: ролевых - путем игровых обращений к исполнителям, организационных - путем соблюдения правил коллективной игры;

в)        воспитатель  влияет  на  состав  участников  игровых  групп;

г)         дети, владеющие высоким уровнем содержательного общения, положительно влияют на партнеров.

Основной путь обогащения игры нравственным содержанием лежит через ознакомление детей с явлениями общественной жизни и воспитание положительного отношения к ним. Свойственная дошкольникам ориентация на образ взрослого как на образец дает педагогу основание создать у детей, во-первых, интерес к труду людей разных профессий,' во-вторых, рассказать о людях, достойных подражания. Наиболее привлекательные образцы в познавательном, моральном, эмоциональном плане дети будут реали-зовывать в своей деятельности.

Раскрыть нравственное содержание труда можно на конкретных примерах, взятых из окружающей детей жизни. При отборе содержания для ознакомления с деятельностью людей воспитатель может придерживаться следующих требований:

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
96 Kb
Скачали:
0