Формирование нравственных отношений в игре, страница 6

Педагог. Посмотри - кровь уже остановилась.

Рома. Нет, ей больно.

Педагог. Вова, иди сюда с Аленой. Я буду медсестрой и смажу царапину. Вот, Аленочка, я тебе помазала руку зеленкой! Не бойся, все заживет.

Рома. Вот здесь еще. (Показывает, где еще нужно смазать.)

Педагог. И здесь я уже помазала. Все. Теперь садитесь и продолжайте завтракать.

Вова подает бинт.

Педагог. Не нужен бинт. Маленькую царапину не бинтуют. Бинтуют большую рану.

Вова. А мне мама всегда перевязывает бинтом.

Как видим, дети проявляют сострадание к кукле, очень переживают за нее. Несмотря на доводы педагога, они не успокоились до тех пор, пока пострадавшей не была оказана помощь. Если бы в этом эпизоде не фигурировало имя куклы, можно было бы подумать, что речь идет о ребенке, который случайно поранил руку во время игры.

Использование приема игрового обращения позволяет целенаправленно упражнять детей в нравственных поступках, повышает педагогическую эффективность игры.

Под влиянием систематической активизации нравственных отношений в игре наступают изменения и в личных отношениях детей.

В старшей группе дети играли в детский сад. Коля взял на себя роль мастера-плотника, действия которого он, видимо, наблюдал самостоятельно. Начал ремонтировать павильон на игровой площадке. Обратившись к ребенку, исполняющему роль заведующего, заявил: «Сломалась у нас крыша, дождь капает на веранду». Забота о детях выразилась не только в том, чтобы отремонтировать для них павильон. Она проступала и в беспокойстве Коли: как бы не травмировать детей во время ремонта. Поэтому он неоднократно и настойчиво обращался к товарищам с просьбой увести детей: «Слушай, Дима. Убери, пожалуйста, детей. На них сыплется все». В действительности же во время ремонта ничего не сыпалось. Но Дима (дворник) был занят другим делом, и Коля обратился к девочке, исполняющей роль воспитателя: «Алена, уведи детей в дом. На них сыплется. И мне мешают».

Непонимание сверстниками его доводов и невыполнение его требований вызвало у мальчика сильное раздражение. Когда его упрекнули в том, что он разговаривает повышенным тоном, Коля объснил: «Я обижался за детей».

Чтобы умерить его нетерпеливый, резкий тон, педагог обратился от имени кукол: «Не сердись, мастер Коля». На что тот спокойно ответил: «Я не сержусь». Видимо, его тон был обусловлен истинным переживанием за безопасность куколг поэтому в круг своих игровых чувств он вовлекал и других детей.

Важно, чтобы ребенок владел правилами поведения в совместной игре. Их смысл, значение лучше усваивается в игровой ситуации. Например, младших дошкольников уместно спросить: «Хотите играть вместе?» Обычно дети отвечают утвердительно, но поступать в соответствии с правилом игры сообща не могут. Объединить ребят легче всего на основе общих игровых интересов, которые формируются в ходе ознакомления с окружающей действительностью на соответствующих занятиях и в других видах деятельности.

В процессе освоения правил поведения повышается активность и самостоятельность детей: они не только сами соблюдают правила, но и требуют их выполнения от товарищей. В результате правило становится средством, при помощи которого можно наладить совместную игру, договориться со сверстниками.

Заинтересованность в этом процессе побуждает ребят предъявлять требования к тем участникам игры, которые их нарушают: не придерживаются очередности при распределении ролей, не уступают игрушку, не считаются с мнением товарищей, не принимают некоторых детей в игру и т. д.

Обычно ребенок, отстаивая свои правила, апеллирует к взрослому в расчете на его поддержку. Воспитатель должен быть внимательным к таким проявлениям общественной активности: ведь ребенок руководствуется введенными им же нормами поведения в коллективе. Однако не все педагоги понимают это. Некоторые отмахиваются от подобных заявлений детей, считая их ябедничеством. Поборникам справедливости навешивают обидный ярлык, а  нарушители  радуются  благополучному для   них  исходу  спора.