Формирование нравственных отношений в игре, страница 3

В средней группе возможна конкретизация понятия «строители» путем ознакомления детей с наиболее типичными профессиями - каменщика, монтажника (в зависимости от ближайшего окружения) . Представления об отношениях ответственной зависимости закрепляются в связи с новыми образами - монтажник и крановщик, водитель панелевоза и строители. Конкретизация типичных трудовых действий необходима для обогащения знаний детей и переноса их в игру. Действия, отражающие опыт ребенка, способствуют возникновению нравственных отношений.

В средней группе дети с большим интересом наблюдают, как каменщики строят стены из кирпичей: смазывают их раствором, укладывают друг на друга, следят, чтобы стены были ровными, прочными. Монтажники строят дом из панелей (кирпичных блоков) . Крановщик поднимает панели с помощью подъемного крана и вместе с монтажниками составляет стены. Монтажники прочно скрепляют  панели.  Водители привозят на  грузовых  автомашинах кирпичи, песок, панели. Они стараются своевременно доставить строительный материал, чтобы не*задерживать работу. Труд строителей облегчают машины. Люди работают старательно, помогают друг другу и поэтому могут построить много красивых, больших, удобных домов.

Какие же методы используются, чтобы раскрыть детям новое содержание игры? Это: рассматривание зданий, расположенных рядом с дошкольным учреждением, целевая прогулка к действующей стройке, конструирование дома на занятии, рисование построек, чтение стихотворения М. Гогашвили «Маленькие строители», показ картины «На стройке», беседа о труде строителей, показ кукольного спектакля «Кто быстрее построит дом».

Практика показывает: дети согласованно играют большими группами, однако каждый хочет выполнять интересную роль. Удовлетворить желание ребенка, расширить его игровые возможности позволяет ознакомление с новыми образами строителей.

В старшей группе дошкольники узнают, что на строительстве трудятся люди очень многих профессий, им еще не знакомых: экскаваторщик роет котлован; плотник делает оконные рамы, двери, пол; маляр красит стены, двери, потолок; кровельщик покрывает дом крышей; электрик обеспечивает освещение. Строители действуют согласованно, их работа взаимосвязана. Люди благодарны строителям и должны бережно относиться к результатам их труда.

С большинством из этих профессий детей нельзя познакомить путем непосредственных наблюдений: это запрещено техникой безопасности.    Поэтому    следует    широко    использовать    различную наглядность: яркие по своей выразительности картины, диафильмы и пр. Дополнением к ним служит живое слово. Можно, например, показать  кадры   из  диафильма  Л.   В.   Артемовой  «Кто  построит этот дом», прокомментировать серию картин «Машины помогают строителям», прочитать отрывки из стихотворения С. А. Баруздина «Кто построил этот дом», на занятии по конструированию сделать коллективную постройку, на занятиях по изодеятельности выполнить коллективную аппликацию «Наша улица», нарисовать рисунки на тему «Кем бы ты хотел работать на стройке?», провести дидактическую игру «О ком мы загадали?», организовать наблюдение труда рабочих во время ремонта детского сада, эпизодические наблюдения труда электрика, составить коллективный рассказ из личного опыта «Что мы знаем о стройке». Педагогу не обязательно жестко придерживаться  предложенной  методики.   Например,  воспитатель может попросить детей составить творческий рассказ. Ведь именно в таких рассказах закладываются и развиваются замыслы, сюжеты, которые на занятии выражаются словесно, а в играх реализуются в действиях, поступках.

В подготовительной к школе группе можно шире показать уже известные детям действия представителей строительных профессий.   Например,   маляр   при   покраске  стен   подбирает   краски светлого тона, для быстроты работы пользуется катком. (Новые знания детей о колере согласуются с теми, которые были получены на занятиях по изодеятельности.) Строители трудятся на благо людей, они стараются сделать больше новых, удобных квартир, детских садов, школ, магазинов, кинотеатров и т. п. Все советские люди уважают труд строителей.