Формирование нравственных отношений в игре, страница 4

Очень интересно можно рассказать об архитекторе - создателе разнообразных проектов, показать «чертежи» - контурные изображения различных по конфигурации зданий, например высотного жилого дома, двухэтажного детского сада, магазина с большими витринами и т. д. Эти «чертежи» будут служить образцами при выборе постройки, а в дальнейшем дети создадут «чертежи» в соответствии с собственным замыслом. Дошкольники получают представление о планировании работы: архитектор делает чертежи домов разных конструкций в соответствии с их назначением; инженер по чертежам объясняет строителям, как надо строить дом, и руководит всей работой; строители старательно выполняют его указания. Роль с таким содержанием (организатор работы) необходима в играх детей шести лет, объединяющих немало участников.

Рассмотренное содержание не только помогает дошкольникам освоить нравственную суть игры, но и формирует способы отображения действительности адекватными средствами игры (роль, игровые отношения и др.).

Чтобы создать в представлении ребенка прообразы игровых действий и отношений, которые могут быть использованы для развития сюжета, на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи следует давать наглядные и словесные образцы ролевого поведения (взаимоотношений между людьми, отношения к общественно полезной деятельности), подбирать игрушки в соответствии с темой занятия и выполняемой ролью и т. д. Разнообразные ситуации, в которых протекает совместная деятельность людей, служат материалом для разыгрывания различных вариантов сюжета, которые ребята развивают самостоятельно, комбинируя фрагменты информации, полученной от педагога, со своим личным опытом.

Углубляя представления дошкольников на занятиях по развитию речи (дидактическая театрализованная игра, творческий рассказ и др.) или по изобразительной деятельности (рисование, конструирование, аппликация), можно активизировать их воображение, предлагая каждому представить себя участником сюжетно-дидактической игры или событий, излагаемых в придуманном рассказе или изображенных на рисунке. Это поможет ребенку в дальнейшем самостоятельно перевоплощаться в соответствующий образ и в сюжетно-ролевой игре.

Обеспечить усвоение норм, регулирующих нравственные отношения, и одновременно сохранить творческий, самодеятельный характер   игры   возможно  лишь  при  правильном   педагогическом руководстве.

Раскрыть    нравственные    отношения    помогает    игрушка.    Но этот прием эффективен в том случае, если игрушка подбирается и предлагается вслед за формированием соответствующих знаний о деятельности людей. Таким образом, от младшей к подготовительной группе ассортимент игрушек должен меняться. Он может расширяться за счет игрушек, соответствующих замыслам детей, разыгрываемым ими сюжетам.

К подбору игрушек надо подходить творчески: если нельзя приобрести, например, бульдозер, можно использовать трактор, оснастив его картонным лезвием.

Игрушки побуждают детей не только к выполнению определенных действий, но и к содержательному общению. Для возникновения и развития совместной игры очень важно создавать наборы игрушек, связанных единой темой («Детский сад», «Школа», «Транспорт»). Это привлечет новых участников, выявит варианты ее развития. Значительная роль в формировании игровых отношений отводится куклам. Строители охотно строят для них удобный дом; команда теплохода заботится, чтобы вовремя доставить пассажиров в пункт назначения. Реалистические образы игрушек позволяют ребятам в творчески создаваемых ситуациях осваивать нравственное содержание игры.

Развитие сюжета предполагает многообразие и вариативность его эпизодов. Детская фантазия порой настолько непредсказуема, что неопытный педагог не в состоянии сразу принять правильное решение. Поэтому воспитатель должен не только обладать общей и педагогической эрудицией, но и знать способ руководства игрой, иметь ориентировочный (мысленный) план содержания знаний и нравственных представлений, полученных детьми во время работы, предваряющей игру.